Загружаем...

Главное меню

Календарь

Загружаем...

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
5
6
7
8
9
10
12
13
14
19
20
21
26
27
28
29
30
31

Подписаться на рассылку

Принципы холотропной психотерапии Часть 2

 

Динамика переживаний в холотропной терапии.

Глубокое дыхание, обеспечивающее доступ к бессознательному, прежде всего активизирует органы чувств. Для многих людей сессия начинается с различных неспецифических сенсорных переживаний, таких как: ощущение онемения, вибраций, покалываний в различных участках тела, визуализаций цветов или геометрических фигур, звона или шума в ушах, самых разнообразных тактильных ощущений в различных частях тела, вкусов и запахов. Эти более или менее абстрактные переживания, как правило, не имеют глубокого символического значения. Скорее, они представляют собой СЕНСОРНЫЙ БАРЬЕР, который необходимо преодолеть.

Следующая область психики, доступ к которой открывается по мере развития процесса, обычно называется УРОВНЕМ БИОГРАФИЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬ-НОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. Переживания, принадлежащие этому уровню, связаны со значимыми событиями и обстоятельствами жизни человека от его рождения до настоящего момента. Неразрешенные конфликты, вытесненные или неинтегрированные воспоминания – все это может выплыть из бессознательного и стать содержанием переживания. Однако, чтобы это произошло, воспоминание должно быть достаточно эмоционально заряженным и соответствующим общей ситуации. Одно из важных преимуществ холотропной психотерапии перед вербальными методами состоит в том, что технические приемы, способные непосредственно активизировать бессознательное, как некий радар сканируют систему психики, выделяют наиболее эмоционально заряженный и значимый материал и облегчают его доступ в сознание. Это не только избавляет терапевта от необходимости отделять значимое от незначимого, но и предохраняет его от принятия решений, которые неизбежно несли бы на себе отпечаток его принадлежности к той или иной школе и его личных наклонностей. Во время дыхательной сессии биографический материал не вспоминается и не реконструируется, а действительно вновь переживается, включая не только эмоции, но и физические, визуальные и прочие ощущения. Кроме того, значимые биографические элементы в воспоминаниях появляются не изолированно, а образуют определенные динамические сгущения в памяти, так называемые СИСТЕМЫ КОНДЕНСИРОВАННОГО ОПЫТА (СКО).

СКО – это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, которые объединяются сильным эмоциональным зарядом сходного качества, интенсивными физическими ощущениями определенного рода или общими важными элементами. СКО являются принципом, управляющим не только динамикой индивидуального бессознательного, но и являются общими организующими принципами, действующими на всех уровнях психики. Большинство биографических СКО динамически связаны с определенными аспектами процесса рождения, т.е. с персональным уровнем психики. Перинатальные же темы и их элементы специфически связаны с соответствующим эмпирическим материалом из трансперсональной области. Обычно определенная динамическая СКО охватывает материал различных биографических периодов, биологического рождения и всевозможных областей трансперсонального мира, наподобие воспоминаний о других воплощениях, отождествление с животными и мифологических мотивов. Переживания смерти и возрождения, отображающие перинатальный уровень бессознательного, богаты и сложны. События, связанные с различными стадиями или аспектами биологического рождения, как правило, перемежаются или ассоциируются с многочисленными мифологическими, мистическими, архетипическими, историческими, социополитическими, антропологическими или филогенетическими трансперсональными переживаниями. Для теории и практики холотропной терапии оказалось полезным постулировать существование четырех гипотетических динамических матриц, управляющих процессами на перинатальном уровне бессознательного.

Они называются БАЗОВЫМИ ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ МАТРИЦАМИ (БПМ). Помимо того, что эти матрицы обладают специфическим эмоциональным и психосоматическим содержанием, они являются также принципом организации материала различнх уровней бессознательного. Развертывание перинатального уровня часто сопровождается также трансперсональными переживаниями вроде архетипических видений Великой Матери или Ужасной Богини – Матери, Рая, Чистилища, Ада, отождествлением с животными, с опытом прошлых воплощений.

Биологическая основа БПМ-1 – это опыт исходного симбиотического союза плода с материнским организмом во время его внутриутробного существования. Если не возникает каких-либо помех, такая жизнь близка к идеальной. Наиболее сильным выражением качества этой матрицы является ПЕРЕЖИВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА, МИСТИЧЕСКОГО ЕДИНЕНИЯ. Так, элементы безмятежного внутриутробного состояния могут сопровождаться или перемежаться переживаниями, для которых характерно отсутствие границ или препятствий (например, переживаниями океанического сознания), или глубоким эмпирическим отождествлением с различными водными формами жизни (водорослями, медузами, рыбами, дельфинами и пр.), пребыванием в невесомости в межзвездном пространстве или в космическом корабле, находящемся на орбите. Картины природы в ее лучших проявлениях безопасности и изобилия (Природа – Мать), также являются характерными и логически естественными спутниками блаженного внутриутробного состояния. Психологические отклонения во внутриутробной жизни ассоциируются с образами и переживаниями подводных опасностей, загрязненных потоков, озер или морей, зараженной или враждебной природы. Негативные аспекты БПМ-1 связываются с определенного рода негативными СКО и с соответствующими негативными трансперсональными элементами.

Вторая базовая перинатальная матрица (БПМ-2) связана с началом биологического рождения, с его первой клинической стадией. Первоначальная гармония и равновесие существования плода здесь нарушаются сначала химическими сигналами, а затем механическими сокращениями матки. Когда эта стадия полностью разворачивается, плод периодически сжимается маточными спазмами. В это время система еще полностью замкнута: шейка матки не раскрыта, выход недоступен. БПМ-2 – это переживание ОТСУТСТВИЯ ВЫХОДА или АДА. Это чувство втянутости, всосанности, пойманности в клаустрофобический, кошмарный мир, переживание невероятных душевных и телесных мучений. Ситуация, как правило, невыносима и представляется бесконечной и безнадежной. Человек теряет ощущение линейного времени и не видит ни конца этой пытке, ни какого-либо способа избежать ее. Находясь под влиянием этой матрицы, человек перестает воспринимать позитивные возможности в мире и в своей жизни. Эти состояния сознания обычно сопровождаются мучительными чувствами одиночества, беспомощности, безнадежности, униженности, неадекватности, экзистенциального отчаяния и вины. БПМ-2 привлекает к себе соответствующие СКО, представляющие человека как пассивную и беспомощную жертву превосходящей деструктивной силы, не имеющую шансов на спасение. Она также связана с трансперсональными темами сходного характера.

Третья базовая перинатальная матрица (БПМ-3) – это БОРЬБА СМЕРТИ И ВОЗРОЖДЕНИЯ. Многие важные аспекты этой матрицы объясняются ее связью со второй клинической стадией родов, когда продолжаются сокращения матки, но, в отличие от предыдущей стадии, шейка матки раскрыта, что позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Это чудовищная борьба за выживание, в которой младенец подвергается сокрушительному механическому давлению, испытывает недостаток кислорода и удушье. Кроме реалистического воспроизведения различных аспектов борьбы в родовом канале, он включает широкий спектр архетипических и других трансперсональных феноменов. Самые важные из них – элементы титанической борьбы. Садомазохистские переживания, сильное сексуальное возбуждение, демонические эпизоды, скатологические переживания и встреча с огнем. Специфические характеристики переживаний связывают БПМ-3 с СКО, сформировавшимися из воспоминаний о ярких, рискованных чувственных и сексуальных переживаниях.

Четвертая базовая перинатальная матрица (БПМ-4) – ПЕРЕЖИВАНИЕ СМЕРТИ И ВОЗРОЖДЕНИЯ. Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией родов, с непосредственным рождением ребенка. На этой – последней – стадии мучительный процесс борьбы за рождение походит к концу. Как и в других матрицах, некоторые относящиеся к этой стадии переживания представляют точную имитацию реальных биологических событий, произошедших при рождении, и специальных акушерских приемов. Парадоксально, что, находясь буквально на пороге освобождения, человек ощущает приближение чудовищной катастрофы. Если же переживания продолжаются, переход от БПМ-3 к БПМ-4 влечет за собой чувство полного уничтожения, аннигиляции на всех мыслимых уровнях – физической гибели, эмоционального краха, интеллектуального поражения, окончательного морального и вечного проклятия трансцендентных масштабов. Такой опыт «гибели Эго» заключается в мгновенном, безжалостном уничтожении всех прежних опорных точек в жизни человека. Реально же в этом процессе умирает параноидальное отношение к миру, отображающее негативные переживания младенца во время родов и в последующие периоды жизни. Это чувство общей неадекватности, необходимости быть готовым к любой опасности, обязательное стремление все контролировать и за все отвечать, что-то доказывать себе и другим и прочие аналогичные установки. Среди соответствующих биографических элементов – воспоминания о личных успехах и завершении опасных ситуаций, об окончании войн и революций, о выживании после несчастного случая или выздоровления после тяжелой болезни.

Трансперсональные переживания.

Приведем схематическую классификацию трансперсональных переживаний. Расширение опыта в пределах общепринятой реальности, пространства и времени.

I. Выход за пределы пространственных границ. a) переживание двуединства; b) отождествление с другими людьми; c) отождествление с группой и групповое сознание; d) отождествление с животными; e) отождествление с растениями и ботаническими процессами; f) единство с жизнью и всем творением; g) переживание неодушевленной материи и неорганических процессов; h) планетарное сознание; i) внеземные переживания; j) отождествление со всей физической вселенной; k) парапсихические феномены, выходящие за пределы пространства.

II. Выход за пределы линейного времени. a) внутриутробные переживания; b) опыт предков; c) опыт расового и коллективного бессознательного; d) переживания прошлых воплощений; e) филогенетические переживания; f) переживания планетарной эволюции; g) переживания космогенеза; h) парапсихические феномены, выходящие за пределы времени. II. Эмпирический выход за пределы общепринятой реальности и пространства-времени. a) спиритические и медиумические переживания; b) энергетические феномены тонкого тела; c) встречи с духами животных; d) встречи с духовными учителями и сверхчеловеческими существами; e) посещение других вселенных и встречи с их обитателями; f) переживание мифологических и сказочных сюжетов; g) встречи с божествами; h) переживание универсальных архетипов; i) интуитивное понимание универсальных символов; j) творческое вдохновение; k) опыт Демиурга и переживание космического творения; l) опыт космического сознания; m) сверхкосмическая и метакосмическая пустота.

III. Трансперсональные переживания на границе между внутренним миром и внешней реальностью. a) сверхнормальные физические способности; b) спиритические феномены и физический медиумизм; c) повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст); d) неопознанные летающие объекты (НЛО-феномены).

Методика проведения сессии холотропной терапии

Проходить сессию лучше в положении лежа с закрытыми глазами. Тип дыхания, применяемый в этой методике можно описать следующими параметрами: это дыхание – в два раза чаще обычного; – в два раза глубже обычного; – без паузы между вдохом и выдохом; – с форсированным выдохом. Нужно всецело сосредоточиться на эмоциональных и физических ощущениях, вызванных дыханием и музыкой, полностью им довериться, без какого-либо интеллектуального обсуждения. Общая установка – просто созерцать возникающее, отмечать его и позволять свободно происходить всему, что происходит. Участники сессии должны быть одеты в свободную одежду (лучше всего в спортивный костюм). Сессия пневмосинтеза может сопровождаться драматическими переживаниями с сильным эмоциональным и физическим стрессом.

Поэтому участие в ней противопоказано лицам с серьезными кардиоваскулярными проблемами, застарелым атеросклерозом, высоким артериальным давлением, артериальными аневризмами, а также людям, перенесшим операции на сердце, сердечные приступы, кровоизлияния в мозг. Следует воздержаться от участия в сессии людям, недавно перенесшим хирургические операции при недостаточно заживших послеоперационных рубцах. Другим важным противопоказанием является беременность, особенно на поздних сроках. Люди с эпилепсией требуют особого внимания во время сессии.

Холотропная работа – это экспрессивная форма терапии, и она несовместима с приемом нейролептиков и транквилизаторов, подавляющих эмоции.

Для поддержания коммуникации между ситером и участником лучше всего пользоваться системой жестов. Любые отрицательные реакции участников на помощь ситера, которая направлена на интенсификацию процесса дыхания, скорее всего является защитной реакцией, препятствующей интеграции. Абсолютным приказом для прекращения какого-либо вмешательства является слово «стоп», о чем заранее договариваются. Обычно начинают сессию кратким периодом медитации и релаксации. Рекомендуется оставить любые воспоминания и предустановки, мысли о будущем, любые ожидания того, что будет происходить на сессии. Любое программирование имеет негативное влияние на спонтанный процесс самоисцеления и интеграции. В завершающей фазе вводной части после физической релаксации, предлагается сконцентрироваться на дыхании, следуя вниманием его естественному ритму. Как правило, сессия продолжается до тех пор, пока пациент не освободится от всех напряжений и не достигнет высокоположительного, полностью релаксированного состояния. Групповое обсуждение сессии следует строить таким образом, чтобы максимально способствовать целостному выражению участниками своих переживаний.

Заключение

Практика показала высокую эффективность методики холотропного дыхания для интеграции личности человека. Эта методика представляет собой новый вид целостной психотерапии, основывающейся на радикально иных принципах, нежели традиционная психотерапия. Таким образом, длительная гипервентиляция является, в конечном итоге, крайне действенным и эффективным методом снятия стрессов и ведет к эмоциональному и психосоматическому исцелению. В силу своей простоты и эффективности метод может быть очень полезен при пограничных психических состояниях, после тяжелых стрессов, суицидных попыток и потрясений.

Литература

1. Станислав Гроф «Путешествие в поисках себя» (измерения сознания, новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира) издательство Трансперсонального Института, М., 1994г. – 338с.

2. Станислав Гроф «За пределами мозга» (Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии), издательство Трансперсонального Института, М., 1993г. – 497с.

3. Станислав Гроф «Области человеческого бессознательного», Нью-Йорк, 1976г., № перевода ВЦП В-28490, 163с.

4. Геллер И.И. «Переживание как категория общей психологии» Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Одесса, 1994г, – 143с.

5. Станислав Гроф «Исцеление без лекарств» (Холотропная терапия), Санкт-Петербург, 1993г. – 68с.

6. Н.Коляну «Введение в психотехнику свободного дыхания» (Теория. Практика. Наблюдения), Санкт-Петербург, 1992г. – 27с.

7. Первая Советско-Американская конференция по свободному дыханию. М., 1990г. – 26с. 8. Д.Леонард, Ф.Лаут «Ребефинг», Санкт-Петербург, ТФ «Икам», 1993г. – 186с.