Своим происхождением и развитием каждая теория частично обязана идеям других людей. Каждая теория разрабатывалась внутри определенного общества, в определенное историческое время, когда на мышление буквально всех писателей и ученых оказывали влияние какие-то другие теории и концепции. Любая идея является, в сущности, частью некой экосистемы родственных теорий и концепций. Масштаб теории часто бывает легко оценить, если мы осведомлены об основных интеллектуальных течениях того времени.
Кроме вышеуказанной идеи о том, что дыхание может быть эффективным инструментом саморегуляции, оздоровления и изменения сознания в основе дыхательных психотехник лежат еще некоторые идеи, рожденные в рамках западной психологии ХХ века. В этом разделе мы собираемся подробно взглянуть на историю возникновения этих идей.
1.1.1. Зигмунд Фрейд и психоанализ.
«Самой влиятельной фигурой, оказавшей воздействие на все развитие гуманитарных наук ХХ столетия, вне сомнения, была личность Зигмунда Фрейда. Любая теоретическая система, которая появилась во время жизни этого воистину великого психиатра, психолога и философа науки, находилась во взаимосвязи с его теоретическими и практическими исследованиями» – пишет проф. Владимир Козлов [55, С. 96].
Работы Зигмунда Фрейда, берущие свое начало из таких отраслей знаний, как биология, неврология и психиатрия, предложили новое понимание личности, которое оказало глубокое влияние на западную культуру. Взгляды Фрейда на природу человека, нанесшие сильный удар по общепринятым понятиям его эпохи, нашли отражение в комплексном и вызывающем значительный интерес методе понимания нормальной и анормальной психической деятельности.
Некоторые из множества идей Фрейда важны для понимания механизма действия западных дыхательных психотехник, о которых идет речь в данной работе. Поэтому здесь особое внимание мы уделим именно этим идеям.
Сеансы гипноза, проводимые с истерическими больными Жаном Мартином Шарко в парижской больнице Сальпетриер, а также исследования гипноза, проводимые в Нанси Ипполитом Бернгеймом и Амбруазом Огюстом, оказали глубокое влияние на профессиональное развитие Зигмунда Фрейда. Во время своего учебного путешествия во Францию Фрейд посетил группы Шарко в Нанси, где научился использованию гипноза. Он применял полученный навык в своих ранних исследованиях бессознательного пациентов. Ранние аналитические рассуждения Фрейда были вдохновлены его работой с одной пациенткой, страдавшей истерией, которую он лечил совместно со своим другом Е. Брейлером. Эта пациентка, которую Фрейд в своих работах называет мисс Анна О., переживала эпизоды спонтанных необычных состояний сознания, в которых она постоянно возвращалась в детство. Возможность наблюдать переживание травматических воспоминаний, происходившее в этих состояниях, а также психотерапевтические эффекты этого процесса оказали глубокое влияние на становление Фрейда.
Классический психоанализ исходит из того, что травматические переживания, аффективные переживания, не исполнившиеся желания, конфликты и т.д. не исчезают бесследно из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую деятельность, проявляясь в зашифрованной, замаскированной форме в виде символов, невротических симптомов. Они рассматриваются Фрейдом как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней цензурой сознательного «Я». В данной работе нас, прежде всего, интересует терапевтический механизм психоанализа.
По мнению Сержа Гингера [11, С.64] Фрейд в 1893 году, когда он еще не был напуган теми катарсическими реакциями у своих клиентов, которыми он не умел управлять, заявлял «Оживление травматичного воспоминания становится целебным только тогда, когда оно сопровождается эмоциями; ибо суть катарсического эффекта заключается в аффективной аберрации». – (Серж Гингер, 64)
В дыхательных психотехниках, о которых идет речь в данном исследовании, высвобождение этих эмоций и их периферическая разрядка играют существенную роль. Традиционно такое высвобождение называют отреагированием, если это связано с определенным специфическим биографическим содержанием. Разрядку более обобщенных эмоциональных и физических напряжений обычно называют катарсисом. – [20, С. 237]
Механизм отреагирования, описанный Фрейдом и Брейером, играл важную роль в представлениях раннего Фрейда о природе терапии психоневроза, особенно истерии. По этим представлениям невроз вызывается пережитой в детстве травматической ситуацией в обстоятельствах, которые не допускают периферической разрядки эмоциональной энергии, вызванной травмой. Это создает области «застрявших», подавленных эмоций. Цель терапии состоит в том, чтобы вернуть вытесненные воспоминания в сознание в безопасной ситуации, создавая условия для несостоявшейся ранее разрядки.
«Психоанализ был изначально задуман как метод, позволяющий внести эти подавленные воспоминания в сознательную часть разума так, чтобы связанные с ними чувства можно было выразить и разрядить. Я убежден, что это является существеннейшей частью любой психотерапии» пишет доктор А. Лоуэн в своей книге «Радость» [53, С. 64].
Именно этот механизм терапии c успехом используется во многих западных дыхательных психотехниках. Сам же Фрейд отказался от этих представлений, отдав предпочтение другим механизмам терапии, в особенности переносу. [20, C. 238]
1.1.2. Вильгельм Райх и психосоматика
Вильгельма Райха, основоположника психосоматики, а также телесно-ориентированной терапии часто называют крестным отцом всех методов современной терапии, имеющих отношение к эмоциональной жизни тела.
Вильгельм Райх был членом Венского кружка психоаналитиков и вел в нем семинар технической подготовки для молодых психологов. В своей собственной терапевтической деятельности он придавал огромное значение работе с физическими проявлениями характера индивида; особенно его интересовали так называемые хронические мускульные зажимы человеческого тела, которые он называл телесным панцирем.
Уникальный вклад Райха в психологию заключается в том, что он, во-первых, настойчиво и упорно подчеркивал единство тела и разума, во-вторых, в свои психотерапевтические исследования всегда включал проблемы связанные с человеческим телом, и, в-третьих, в разработке, концепции характерного панциря. Райх полагал, что к каждому пациенту следует подходить как к целостному организму, эмоциональные проблемы которого можно понять, лишь рассматривая его как цельное существо.[108, С. 254]
Райх заметил общую тенденцию пациентов сдерживать дыхание и замедлять выдох, что означает контролирование своих чувств. Он пришел к заключению, что сдерживание дыхания служит уменьшению энергии организма посредством снижения метаболической активности в клетках, что в свою очередь снижает чувство беспокойства.
Для Райха первым шагом в терапевтической процедуре было заставить пациента дышать легко и глубоко, вторым – мобилизовать то эмоциональное выражение, которое было наиболее очевидным для поведения или лица пациента.[52, С. 11].
« Успешные сеансы проводились таким же образом. Я должен был лежать на кровати и дышать так свободно и глубоко, как только мог. Я должен был отдаться своему телу и не контролировать любое выражение или импульс, которые появлялись неожиданно. Произошел ряд вещей, которые постепенно вернули меня к моим ранним воспоминаниям и переживаниям. Вначале более глубокое дыхание, к которому я не привык, вызывало резкое ощущение зуда и дрожи в моих руках, которое в двух случаях развилось в карпопедический спазм, сильно сводящий руки тоническими судорогами. Эта реакция исчезла, когда мое тело приспособилось к возрастающей энергии, которую порождало более глубокое дыхание. Появилась дрожь в ногах, когда я мягко сводил и разводил колени, и в губах, когда импульс достигал их.
Последовало несколько всплесков чувств и ассоциированных воспоминаний. В одном случае, когда я лежал на кровати и дышал, мое тело начало непроизвольно качаться. Раскачивание усиливалось, пока я не сел. Затем, помимо моей воли, я встал с кровати, повернулся к ней лицом и начал колотить ее двумя руками. Когда я делал это, на простыне появилось лицо моего отца, и я вдруг понял, что я бил его за то, что он шлепал меня, когда я был ребенком. Интересная часть этого переживания… заключалась в том, что это было полностью спонтанно и непроизвольно» – пишет А. Лоуэн о своих занятиях с В. Райхом в книге «Биоэнергетика» [52, C. 12].
Это описание Лоуэна очень похоже на типичный отчет о сессии ребефинга или холотропного дыхания.
Таким образом, идеи, легшие в основу психосоматики и методики Райха во многом стали предшественниками последующего бурного развития ребефинга и других западных дыхательных психотехник.
1.1.3. Александр Лоуэн и биоэнергетика
Биоэнергетику можно назвать неорайхианской терапией. Она была основана двумя учениками Райха, а именно Александром Лоуэном и Джоном Пьерракосом. Основное внимание в ней уделяется роли тела в процессе характерологического анализа и терапии личности. В своих работах Лоуэн пользуется более приемлемыми терминами, нежели Райх: например вместо термина энергия оргона он употребляет термин биоэнергия, и его труды не встретили в научных кругах такого сопротивления, как это было с Райхом. Биоэнергетика не отказалась от райхианских дыхательных упражнений, а также многих других приемов предложенных Райхом для освобождения эмоций пациента.
Вот, что пишет о биоэнергетике сам Лоуэн: «Биоэнергетика – это терапевтическая техника, помогающая человеку вернуться обратно к своему телу и в полной степени насладиться своим телом. Это особое значение понятия тела включает в себя сексуальность, которая является одной из основных функций, а также даже более важные функции: дыхание, движение, чувственность и самовыражение. Человек, который не дышит глубоко, уменьшает жизнь своего тела. Если он не двигается свободно, он ограничивает жизнь своего тела. Если он не чувствует полно, он сужает жизнь своего тела. И если его самовыражение сокращено, он лимитирует жизнь своего тела» [52, С. 34].
Из этой цитаты ясно, что глубокое дыхание играет большую роль в биоэнергетике и в качестве диагностики, и в качестве терапии.
Вот как Лоуэн описывает свою терапевтическую методику: « Пациент должен в расслабленном состоянии лежать на специальной кровати и дышать, а я тем временем призываю его целиком погрузиться в процесс дыхания и капитулировать перед собственным телом». Это описание очень похоже на то, как проводятся классические сессии ребефинга.
Одним из нововведений, которое разработал Лоуэн, стало использование «дыхательного табурета». По мнению Лоуэна дыхание является решающим для биоэнергетики, также как и для райхианской терапии. «Всегда проблемой было заставить пациента дышать глубоко и полно. Однако гораздо сложнее достичь того, чтобы подобное дыхание стало свободным и спонтанным. Идея “дыхательного табурета” возникла из общей тенденции людей перегибаться назад через спинку стула, когда после сидения за письменным столом некоторое время им нужно потянуться и подышать. У меня была привычка делать это самому, работая с пациентами. От сидения в кресле мое дыхание подавлялось, и я обычно изгибался назад и вытягивался, чтобы мое дыхание снова стало более глубоким. Первым табуретом, который мы использовали, была деревянная кухонная лестница-стремянка двух футов высотой, на которую было прикреплено туго свернутое одеяло. Лежание спиной на этом табурете давало эффект стимулирования дыхания всех пациентов без необходимости делать дыхательные упражнения. Я лично исследовал пользу от этого табурета во время моей терапии с Пьерракосом и с тех пор продолжал использовать его регулярно» [52, С. 35]
1.1.4. Терапия первичного крика Янова
«Потенциальный прародителем ребефинга может быть назван и Артур Янов, который известен тем, что создал Терапию Первичного Крика или Первичную терапию» – пишет Джой Манне, доктор наук, автор книги «Терапия души» [137] и создательница центрального в сети интернет журнала по дыхательным психотехникам, в своей исследовательской статье о прародителях ребефинга [138].
“Терапия первичного крика” более известная как первичная терапия, созданная Артуром Яновым в 1970 году, тоже относится к неорайхианским видам терапии.
Она основывается на идее, что невроз – это символический поведенческий паттерн, который представляет собой защитный механизм от сильной боли, ассоциированной с травмами детства. Цель этой терапии – преодолеть защиты и пройти через первичную боль, перепроживая ее полностью, и восстановив память о событиях, породивших ее. Основным инструментом данной терапии является регрессия, при которой пациент погружается в бессознательные области боли, страха, страдания, отчаяния и гнева, недоступные ему при других обстоятельствах по причине существования защитных механизмов. Посредством этого вскрывается “первичная боль”, связанная с драматическими переживаниями раннего детства. Повторное оживление неприятных эмоций или, иначе говоря, “примула” позволяет пациенту открыто выразить подавленный “первичный крик” т. е. без всякого стеснения плакать, жаловаться, злиться и т. д. Это в свою очередь ведет к исчезновению беспокоящих его симптомов. Основной метод терапии – первичный крик – глубокий, непроизвольный, пугающий звук, который выражает в сконденсированной форме реакцию человека на прошлые травмы.
Предпринимаемые в рамках первичной терапии длительные групповые сеансы, проводимые в затемненном помещении, позволяют достигать глубокой и продолжительной регрессии.
Согласно Янову, последовательные слои заблокированной боли могут постепенно уничтожаться, путем повторения сессий первичного крика.
«Янов создает впечатление, что он хотел бы быть прародителем ребефинга. Действительно, в 1970 он был рядом, работая с терапией первичного крика и с травмой рождения. Глава 9 в его книге «Первичный крик» могла бы полностью описывать ребефинг» – Джой Манне [138].
««Техника глубокого дыхания, используемая в течение терапии первичного крика приводит пациента ближе к его чувствам. ….пациенты сообщают об изменениях в своем дыхании после терапии; только после того, как они начинают дышать глубоко они понимают, как поверхностно они дышали до того. Правильное дыхание должно быть инстинктивным….. …принуждение пациента дышать глубоко часто помогает поднять крышку над подавлением. Результатом является излучение взрывной силы, … дыхательная техника первичной терапии становится the via regia к боли, разблокируя память по пути. …это пути к подсознательному».
Хотя, «В большинстве случаев, дыхательная техника либо не является необходимой, либо редко используется после первых нескольких дней терапии. Нужно помнить, что существует Первичная Боль и дыхание это только одно из множества устройств, которые мы используем, чтобы прикоснутся к ней» – пишет Артур Янов в своей книге Терапия Первичного Крика (цитата из статьи [139]).
Также Янов открыл, что дыхание является одним из путей ведущих к родовой травме. «Когда я начинал, нам говорилось, что невозможно для человека перепрожить свое рождение, потому что у младенца нервная система не достаточно развита, в то время чтобы записать память об этом событии. Я недооценивал рождение в течение многих лет из-за этой информации. Мы знаем сейчас, что травма рождения кодируется и сохраняется в нервной системе. Целая индустрия ребеферов выросла вокруг моих открытий» писал Янов в 1991 г.[139].
Джой Манне утверждает что, Янов называет ребеферов своими потомками. Исходя из этого, а также из перечисленных нами выше подходов к дыханию, как средству, ведущему к разблокированию травм, к исцелению родовой травмы, и из идеи о том, что существует первичная травма, которая является причиной всех последующих травм и ее можно исцелить, можно сделать вывод, что первичная терапия Янова действительно является настоящим прародителем ребефинга и других дыхательных психотехник.
1.1.5. Теория о травме рождения Отто Ранка
Западные дыхательные психотехники, и особенно ребефинг и холотропное дыхание во многом построены на идее перепроживания и исцеления родовой травмы.
Отцом психологии родовой травмы является Отто Ранк, один из ранних последователей Фрейда, который построил теорию, что все неврозы возникают из-за травмы рождения. Хотя сама проблема была обозначена еще Фрейдом, но ее значение для психологии и психотерапии впервые установил и подробно раскрыл именно Отто Ранк в работе «Травма Рождения» [144]. Он также предполагал, что вербальный подход к психотерапии имеет весьма ограниченное значение, и внимание стоит перенести на непосредственный опыт. По его мнению, самое главное в терапии, чтобы пациент прожил родовую травму, без этого лечение нельзя считать завершенным. Именно эти идеи и получили свое развитие в ребефинге.
Леонард Орр, создатель ребефинга высказывал восхищение Нандором Фодором (Nandor Fodor), нью-йоркским аналитиком, который находясь под влиянием Отто Ранка написал книгу «Поиск высшего», Орр описывал ее как «лучшая книга написанная о родовой травме [139]».
1.1.6. ЛСД – терапия
ЛСД –25, или диэтиламид лизергиновой кислоты, – полусинтетическое соединение; его естественным компонентом является лизергиновая кислота, служащая основанием всех основных алкалоидов спорыньи. Впервые ЛСД был синтезирован Столлом и Хофманном в 1938 году в Швейцарии как лекарственный препарат. Его галлюциногенные свойства были открыты Л. Хофманном пятью годами позже, в апреле 1943 года. Станислав Гроф – европейский психиатр, чешского происхождения, на протяжении 17 лет проводил исследования применения ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств. Занимаясь подробным анализом материала, Гроф пришел к выводу, что ЛСД является «….непревзойденным инструментом глубокой диагностики личности». Он также пишет, «….я оцениваю ЛСД как мощный катализатор биохимических и психических процессов мозга. Представляется, что этот препарат способствует недифференцированной активации, облегчающей появление материала бессознательного на различных уровнях личности».[22 ,C. 4]
На базе этих исследований Гроф создал новую картографию сознания, включающую в себя перинатальный и трансперсональный слои сознания. Эта картография позднее позволила найти научное объяснение тем явлениям, которые возникают во время дыхательных сессий. Кроме того, именно открытые Грофом целительные возможности необычных состояний сознания мотивировали его создать технику холотропного дыхания.
1.1.7. Итог
Итак, подводя итог этой главы можно заметить что, такие идеи, как
· Исцеление происходит посредством эмоционального отреагирования (высвобождения и разрядки эмоций) и катарсиса; (Фрейд);
· К человеку следует подходить как к целостному организму, эмоциональные проблемы которого можно понять, лишь рассматривая его как цельное существо, в единстве тела и души (В. Райх);
· Глубокое дыхание высвобождает подавленные чувства (Райх, Лоуэн, Янов);
· Существует первичная травма, и все остальные травмы являются следствием ее (А. Янов);
· Все неврозы происходят из травмы рождения (О. Ранк);
· Необычные состояния сознания имеют большие целительные возможности (С. Гроф)
зародившиеся в западной психологии ХХ века, впоследствии получили свое развитие и применение в дыхательных психотехниках.