Формирование навыка погружения в измененные состояния сознания

В экспериментальной психологии при использовании техник работы с изменёнными состояниями сознания (ИСС) требуется формирования у испытуемых состояний с чётко определёнными параметрами (Овчинникова О. В, Насиновская Е. Е, Иткин Н. Г. 1989 г.; Петренко В. Ф, Кучеренко В. В. 1988 г.). Для этого необходимо решить следующие две задачи: 1) формирование изменённых состояний сознания у любого испытуемого независимо от его гипнабельности; 2) формирование у испытуемого состояния с заранее заданными параметрами, под которыми мы понимаем форму и глубину транса.

Следуя традиционному разделению трансовых состояний (Шарко) мы выделяем летаргическую, каталептическую, сомнамбулическую формы. При этом ИСС каждой формы может быть различной глубины. Глубина - это характеристика, которая отражает сформированность навыка по построению “трансовой реальности”. Если ИСС формируется в условиях взаимодействия нескольких людей, то тогда добавляется фактор эффективности коммуникации между оператором и реципиентом. Мы используем следующую классификацию глубины транса:

1-я стадия - стадия отдельных ощущений

2-я стадия - стадия отдельных образов и движений

3-я стадия - стадия реальности и действий в ней

Если погружение в ИСС и углубление ИСС является показателем сформированности навыка по построению “трансовой реальности”, то каждый человек может развить данный навык и достичь любой глубины ИСС. В своём исследовании с помощью метода “Сенсомоторного психосинтеза”, разработанного Кучеренко В. В., Петренко В. В. 1986 г., 1990г., мы помогали людям, считающимся по традиционным тестам негипнабельными, достичь третьей стадии глубины ИСС. Исследование проводилось на примере летаргической формы. Принимали участие 4 испытуемых (54сеанса).

Суть методики на первом этапе заключалась в том, чтобы помочь испытуемым вспомнить или сконструировать переживание различных ощущений. Перед началом сеансов: 1) выявлялась наиболее активная в ИСС репрезентативная система - трансовая модальность испытуемых (с помощью приемов Петровского В. А. 1996 г.); 2) проводилась беседа для снятия тревожности и создания позитивной мотивации. Работа с испытуемыми велась в атмосфере доверия и полной осознанности происходящего. Испытуемый в начале сеансе предупреждался о его содержании и задачах.

Задачами первого сеанса было: 1) выявление метафор, которые вызывали активность испытуемых в формирование ощущений; 2) ознакомление с самой процедурой погружения в ИСС - собственными реакциями на самого себя, экспериментатора, текст сеанса, окружающую обстановку и т. д.

Дальнейшая работа шла по принципу развития ощущений в трансовой модальности. Так как во время сеанса оператор обращался ко всем репрезентативным системам, то через некоторое время появлялись ощущения в следующей модальности, что приводило к смещению фокуса внимания на неё и т.д.

Результат первой серии заключался в следующем: 1) у всех испытуемых были сформированы ощущения в кинестетической, визуальной и аудиальной модальностях; 2) присутствовали такие феномены ИСС, как изменение схемы тела, искажение восприятия экспериментатора и образа-“Я”.

Основной задачей второй серии было формирование сначала интрамодальных, а затем мультимодальных образов.

Результаты: 1) Легче создавались образы в изначально трансовой модальности (что видимо объясняется лучшей проработаностью ощущений в данной репрезентативной системе). 2) Параллельно наблюдаются феномены “эмоционального и когнитивного видения” образов других модальностей. 3) Происходило создание мультимодальных образов с участием двух, а затем трех репрезентативных систем. Причем появлялись специально не развиваемые ощущения, дополняющие образы например: ощущение запаха и вкуса. 4) По мимо выделенных ранее, присутствовали следующие феномены ИСС - синестезия, диссоциация, для зрительной модальности при переходе от ощущений к образам был характерен феномен, названный одним испытуемым “феномен УЗИ”, когда образ имеет четкий контур, заполненный цветными или черно-белыми пятнами.

Основная задача третьей серии заключалась в создание из групп образов “трансовой реальности”.

Результаты: 1) Все испытуемые сформировали “трансовую реальность” (ТР), в которой они достаточно активно существовали (свои особенности на феноменологию ТР наложила летаргическая форма ИСС). 2) Несмотря на то что образы, сформированные во второй серии были объёмные, у двоих испытуемых сначала ТР представлялась плоской, без глубины, “как на экране телевизора ”. 3) На последних сеансах испытуемые проходили первые две стадии симультанно, создавая ТР сразу, хотя структура сеанса подразумевала достаточно продолжительную проработку каждой стадии.

Был произведен дополнительный сеанс через три недели со всеми испытуемыми в специально усложнённых условиях (шумовые помехи). В итоге все испытуемые смогли сформировать глубокое изменённое состояние сознания, причём трое - практически сразу, а четвёртый - пройдя первую и вторую стадии погружения.

Таким образом наше исследование показало, что возможно сформировать у каждого испытуемого ИСС с заданными параметрами, независимо от его индивидуальных особенностей.