Загружаем...

Главное меню

Календарь

Загружаем...

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
5
6
7
8
9
10
12
13
14
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подписаться на рассылку

Контексты и подтексты Сободного Дыхания (отрывок)

1993 г

Отрывок:

 

Практический словарик для начинающих 

Предназначение “Словарика” – быть практическим руководством вступающего в мир Свободного Дыхания в его практическом постижении. Поэтому здесь по минимуму отражены история и теория Свободного Дыхания. Оставлено лишь то, что может оказаться полезным при принятии ищущим решения о целесообразности начала занятий Свободным Дыханием и о выборе подходящего инструктора.

 

Дышащий (в холотропном дыхании при непосредственном прохождении Процесса – холонавт) – лицо, прошедшее начальный курс Свободного Дыхания и использующее полученные навыки в своей жизни.

 

Инструктор (тренер, тренингист, ведущий, ребефер) – лицо, овладевшее навыками и методами Свободного Дыхания и помогающее своим клиентам в движении по тому же пути.

При принятии решения о выборе инструктора вам необходимо узнать, на какие стороны в своей работе он делает акцент. Длительность начального курса (желательно не менее 6 занятий) вряд ли позволит эффективно затронуть на осознаваемом уровне все аспекты вашего существования.

Выясните любимые темы тренингиста. Это могут быть: болезни, духовные переживания, измененные состояния сознания, психологическое здоровье, кармические «завязки», трансперсональные или детские переживания, профессиональная самореализация, проблемы в общении и др.

Попробуйте понять, работает ли инструктор в медицинской модели или нет, и какая модель предпочтительнее для вас самих. «Медицинская» подразумевает, что занятия будут способствовать преодолению, снятию определенных трудностей и конфликтов в вашей жизни, но вряд ли приведут к обретению осознанных навыков для их снятия в дальнейшем.

Чисто медицинскую модель используют в холотропном дыхании.

Спросите, имеет ли тренингист какие-либо сертификаты, удостоверения о своей квалификации. Отсутствие таковых, может служить поводом для обострения вашего внимания. Но их наличие, тем не менее, не дает никаких гарантий.

…..

Начальный курс Свободного Дыхания состоит обычно из 5-8 занятий. Рекомендуется, все же, чтобы их было не менее 6.

…..

Занятия могут быть как в группе, так и индивидуально с инструктором. Индивидуальные занятия дают возможность инструктору лучше узнать вас и более тщательно оказывать вам поддержку. Групповые создают неповторимые условия для вашего спонтанного самораскрытия – «группа заряжает». (Но для некоторых психологических типов начинающих дышащих группа наоборот оказывается не катализатором, а замедлителем их развития).

Нельзя заранее сказать, какие из них для вас подходят лучше. Расскажите о себе своему будущему инструктору и посоветуйтесь с ним.

…..

Экспериментальные исследования и практический опыт говорят о том, что начинающие обычно лишь на четвертом занятии ощущают действительный вкус методики, могут увидеть ее в своем индивидуальном ракурсе и становятся способными адекватно, опираясь на свой личный опыт, слушать объяснения инструктора.

Поэтому не стоит делать выводы о пригодности Свободного Дыхания в вашей жизни, пока вы не пройдете, по крайней мере, четыре занятия.

Для справки: в мире не известно ни одного человека, который смог бы овладеть Свободным Дыханием без помощи инструктора (хотя попытки такие делались). Даже его основателю – Леонарду Орру удалось продышаться лишь после того, как рядом с ним появились подготовленные им дышащие.

Продышаться (жарг.) – завершить начатый  Процесс, довести до завершающей его интеграции (сынтегрировать, сынтегрироваться), до конца.

Процесс – применение дышащим навыков по выполнению элементов Свободного Дыхания. Завершение Процесса сопровождается изменением функционального состояния дышащего в сторону большей адаптированности к ситуации и возникновения (усиления) ощущения субъективного комфорта (защищенности, уверенности, понимания и т.п. – в каждом конкретном случае весьма индивидуально).

Процессы разделяются на специальные и ситуационные. Специальный Процесс используется для отработки применения навыков Свободного Дыхания и разрешения на занятиях (в группе, с инструктором или в одиночестве) собственных «стратегических» проблем. Ситуационный (в холотропном дыхании отсутствует) – «запускается» дышащим в ситуации (как внешней, так и внутренней) дискомфорта или требующей от него повышенного внимания, осознанности или ответственности (для окружающих прохождение дышащимПроцесса может быть даже незаметно).

Свободное Дыхание. Термин имеет толкование, по крайней мере на трех уровнях:

На первом уровне Свободное Дыхание – это «пространство моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни»(Всехсвятский, 1992 г), опираясь на используемые принципы, методы и методики, основным из которых является СО-дыхание (связное осознанное дыхание).

На втором уровне Свободное Дыхание рассматривается как набор его стилей, то есть психотехник и методов достижения и поддержания здорового, полноценного, целостного существования человека.

На третьем уровне свободное дыхание выступает в качестве отдельного стиля, имеющего свои особенности.

Стили Свободного Дыхания. К ним в настоящее время относятся ребефинг (rebirthing), вайвэйшн/вайвейшн (vivation), собственно свободное дыхание (freebreathing) и холотропное/голотропное/дыхание (holotropicbreathwork).

Слово «ребефинг» может употребляться профессионалами, не имеющими к Свободному Дыханию никакого отношения или ушедшими из него. Их отличительными признаками являются – обещание клиентам мистических и реинкарнационных переживаний (заглядывания в «прошлые жизни»), «расширения сознания», развития экстрасенсорных способностей, «открытия третьего глаза», «сжигания кармы» и т.п. при игнорировании их личностного роста и уходе от психологических проблем обыденной жизни. Самое же главное – дыхание обычно используется ими лишь для «энергетической накачки» и не на всем протяжении Процесса.

Очень трудно найти инструкторов, строго придерживающихся только одного стиля дыхания (кроме холотропного). Но это является не их недостатком, а последствий условий, в которых Свободное Дыхание развивалось в нашей стране. Во многом для дышащих здесь есть огромные преимущества.

В связи с этим, если инструктор не сможет четко объяснить вам различия между стилями и будет для всей своей работы использовать только один термин «ребефинг», «вайвейшн» или «свободное дыхание», не делайте скоропалительных выводов о его практической некомпетентности и неспособности вам помочь. Возможно, таким образом он всего лишь пытается укрепить свою «фирменную марку».

Но инструктор, смешивающий в практической работе холотропное дыхание с ребефингом или вайвэйшн и не различающий их в своих рекламных объявлениях, требует вашего повышенного внимания на предмет своей профессиональной состоятельности.

Элементы Свободного Дыхания (в холотропном дыхании в полном объеме не используются) – пять принципов, на выполнении которых строится вся практическая работа дышащего. Не застревая на деталях, перечислим ключевые слова для каждого из элементов:

1) связное дыхание, 2) расслабление, 3) внимание/осознание, осознавание, 4) гибкость контекста и 5) доверие.

 

(Полный текст приведен в СВОД «Контексты и подтексты Свободного Дыхания»,  сделать заказ на него можно в нашей группе в контакте https://vk.com/shkola_dyhaniya)