Загружаем...

Главное меню

Календарь

Загружаем...

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
30
31

Подписаться на рассылку

Трансцендентный холотроп

 

Трансцендентный холотроп.

Дыхательные психотехники  появились в 60-70-ые годы прошлого столетия, после волны психоделической революции, и получили широкое распространение  – как  уникальные и эффективные инструменты для интеграции психического мира человека.

Дыхательные психотехники представляют собой особый вид дыхания в течение одного и более часов, в процессе которого дышащий попадает в измененное состояние сознания, глубину  и интенсивность входа которого он может регулировать.

Ребефинг, Вайвейшн,  Холотропное, Свободное дыхание  помогают  кардинальной трансформации взглядов на собственное Я и окружающий мир, жизнь и смерть, способствуют повышению творческой активности, расширению духовного горизонта, гармонизации взаимоотношений человека с окружающим его миром и другими людьми.

 В настоящее время  из всех видов дыхательных техник, в России  наибольшей известностью пользуется холотропное дыхание.  Возможно, это связано с тем, что создатель техники  Станислав Гроф, неоднократно приезжал и продолжает приезжать с лекциями и семинарами в Москву, а его книги есть в доступной продаже.   Или с тем, что холотропное дыхание –  это техника, под которую  разработана научная теоретическая база, а сам Станислав Гроф является известным ученым, профессионалом в области медицины и психологии, посвятившим много лет изучению измененных состояний сознания человека. Холотропное дыхание единственная из всех дыхательных психотехник была официально разрешена и зарегистрирована Минздравом РФ  в качестве одного из 28 методов психотерапии.

Так сложилось, что я начала обучаться дыхательным психотехникам в Европейской школе дыхания, а спустя несколько лет, в 2009 году попала на сертификационную программу обучения на инструктора по холотропному дыханию (GTТ) к В. Майкову.

В процессе прохождения занятий, я заметила разницу не только в том, что и как дается в теоретической части семинара, но и в  идеологии  метода.  В данной статье я хочу поделиться своими наблюдениями, возникшими у меня вопросами, и поискать ответы на них.

 В  настоящее время термином холотропное дыхание обозначается торговая марка созданной С. Грофом дыхательной техники, которая включает в себя принципы дыхания и  четко очерченные  правила  проведения дыхательного семинара,  в которых указано, что и как делать ведущему семинара,  начиная от расписания занятия, до вариантов ответов на те или иные вопросы участников и  рекомендаций холонавтам  на выходе из процесса.

На сайтах  психологических тренинговых центров, где проводятся семинары холотропного дыхания, как правило подчеркивается, что они проходят в формате GTТ, ведущие имеют сертификаты GTT,  и   размещена информация о стандартах ведения тренинга по холотропному дыханию.

Согласно этой информации, основными элементами техники холотропного дыхания являются:

·        более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;

·        побуждающая музыка;

·        помощь дышащему в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности после дыхательной сессии, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины и т.д.

Примерно то же самое рассказано в книге Станислава и Кристины Гроф «Неистовый поиск себя»:

«Последние тени наших сомнений полностью рассеялись в середине семидесятых годов, когда мы разработали метод глубокого эмпирического самоисследования и терапии, который мы теперь называем холотропным дыханием, и начали систематически использовать его в наших семинарах.

Холотропное дыхание сочетает в себе такие простые средства, как ускоренное дыхание, музыка и специально подобранные звуки, а также определенные виды телесной работы и порождает весь спектр переживаний, которые мы обычно наблюдали во время психоделических сеансов.

Холотропное дыхание является более интенсивным, то есть частым и глубоким, чем обычное. Обычно не дается никаких других специфических инструкций перед или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним, аутентичным и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания.
Изменённые (или холотропные) состояния сознания, возникающие при холотропном дыхании, обладают чрезвычайно мощным целительным (терапевтическим) и преобразующим действием. Холотропные сеансы во многих случаях выводят на поверхность трудные эмоции и всевозможные неприятные физические ощущения. Их полное проявление дает возможность освободиться от их беспокоящего влияния».

Таким образом, следуя тексту книги С. Грофа,  и  это подтверждается на тренингах GТТ, от дышащего для его терапевтической работы требуется следовать основным элементам ХД, свободно и полно проявлять высвобождающиеся эмоции и довериться внутреннему целителю, о котором упоминает в своих лекциях директор GTTТэв Спаркс.

Могу сказать, что проходя семинары холотропного дыхания в формате GTT эмоции у меня высвобождались, блоки в теле прорабатывались и чувство, что внутри само собой происходит какая – то внутренняя работа возникало.

Правда, стоит сказать, что дышала я  сильно, активно, так, как меня учили в Европейской Школе Дыхания.

Проходя программу GТT,  я слышала рассказы участников, жизнь которых изменили занятия  холотропным дыханием. Многие из них, окончив GTT, стали ведущими  дыхательных или иных семинаров  в  различных психологических центрах России, Украины, Белоруссии.

Наверное, можно было бы на этом остановиться и  сказать, что холотропное дыхание – это тот вид терапии, который работает и работает хорошо, помогая человеку высвобождать подавленные эмоции, прорабатывать мышечные блоки, чувствовать себя активнее, менять свои устоявшиеся взгляды на действительность.

Но, Станислав Гроф в своих книгах говорит о целостности, которой можно достичь благодаря холотропному дыханию.

Я спрашивала  Тева Спаркса  и В. Майкова о том,

Что такое «целостность»?

Что это такое «внутренний целитель»?

Как интегрировать полученный материал и понять, что он интегрирован?

И не получила ответа на свои вопросы.

Меня не обучали  как применять в процессе картографию сознания, которую создал Гроф, не обучали как влиять на свой процесс, чтобы пройти глубже,  как различать мне – как ситеру,  в каком слое сознания находится  холонавт?

 Эти вопросы беспокоили и беспокоят меня.

  В лучшем случае, участники и  ведущие GTT, которых я спрашивала об этом,  говорили, что  эти вопросы – это голос Эго, который стремится к управлению и незачем ему поддаваться.

В поисках ответов  мне помогли  в Европейской Школе Дыхания.

И, на мой взгляд, основное отличие подхода  к обучению в Европейской Школе Дыхания  состоит  в идее о том, что техника холотропного дыхания может помочь человеку проводить терапию  сознательно и целенаправленно.

Это значит также, что функцию внутреннего целителя я могу присвоить себе, и не просто слепо доверяться процессу, а участвовать в процессе самоисцеления.

 В своих книгах С. Гроф пишет: «Общее правило холотропной работы состоит в том, что человек избавляется от проблемы, открыто встречаясь с ней лицом к лицу и прорабатывая ее».   

На мой взгляд встретиться и проработать проблему возможно, взяв ответственность за решение этой проблемы на себя.

Европейская Школа Дыхания ориентирует учащихся не только знакомиться теоретически с картографией Грофа, но и учит  применять ее в своей практике, уметь наблюдать, запоминать и соотносить свой процесс с картографией. Школа учит различать признаки попадания в процесс, методы углубления его и учит фасилитаторов  этому.

Фасилитаторы стремятся не ограничивать дышащего, способствуя углублению его процесса, считая, что его процесс, важнее принятых стандартов. На семинарах GTTя нередко наблюдала обратное.

 «Пусть идет как идет, всему свое время, доверься внутреннему целителю», – говорят на семинарах GTT.

«Есть возможность пройти путь быстрее, если освоить инструмент дыхания и использовать его», – говорят  инструктора Европейской Школы Дыхания.

В последнее время семинары по холотропному дыханию в Школе называются «Трансцендентный Холотроп».  Это название символизирует идеологический подход Европейской Школы Дыхания – использовать технику холотропного дыхания для развития, выхода за свои границы.

 Ведь слово ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ от лат. transcendens – перешагавающий, выходящий за пределы,  вшироком смысле обозначает – выход за собственные пределы; переход из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). (Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009)

 

Поэтому на мой взгляд «Трансцендентный Холотроп», это следующий шаг в освоении техники холотропного дыхания для тех, кто готов сознательно развивать себя, идти за свои границы, это следующая  ступенька вверх  по духовному пути, перед которой он рано или поздно окажется.

И я считаю, что трансценденция не как красивый термин, а как возможность, заложена в самой  технике холотропного дыхания, если уметь ею пользоваться.

Можно, конечно, возразить, что большинство людей  не готово, что требуется высокий уровень осознанности, наличие  зрелого Я в человеке, который будет использовать этот инструмент, но на мой взгляд, стоит ориентироваться на лучших, как это предлагал один из создателей трансперсональной психологии  А. Маслоу, не принижая возможности каждого индивида, ставя да, высокую, но достижимую планку, к которой можно стремиться.

И те, кто уже достиг своих границ, чувствует стесненность от них и готов идти дальше,  мы рады приветствовать на семинарах Европейской Школы Дыхания!

Студентка 2 го курса ШИ, Выборнова С.Г.