Загружаем...

Главное меню

Календарь

Загружаем...

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
5
6
7
8
9
10
12
13
14
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подписаться на рассылку

Развитие креативных способностей с помощью дыхательных психотехник.

В этой статье, мы хотим рассмотреть понятие креативности и показать как дыхательные психотехники могут помочь в ее развитии.

Вопрос развития креативности на наш взгляд, это вопрос повышения эффективности жизни человека, так как качество креативности позволяет человеку не только видеть множество вариантов решения своих задач, но и выбирать из них самый эффективный,  что позволяет быстро двигаться к своей цели.

Существует несколько определений креативности:

Креативность (от лат. creatio–  творить, создавать)  —  творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью кпринятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем (википедия).

У Ф. Вильямса креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации (11).

А. Маслоу  рассматривал креативность как особый способ взаимодействия с реальностью, главной чертой которого является спонтанность, независимость от условностей и ограничений культуры, свойственная детям.

 

Таким образом, креативность определяется как способность человека к созданию нового, необычного и рассматривается  применительно к конкретной деятельности (тогда  ее называют творчеством),  и к стилю жизни  в целом.Понятие креативности в России чаще употребляют в контексте мыследеятельности.

 

Американский психолог Пол Торренс описал отдельные параметры креативности, измеряемые созданными им тестами:

§     Беглость — способность продуцировать большое количество идей;

§     Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

§     Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

§     Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

 

На основании  работ П. Торренса и Дж. Гилфорда,  созданы  упражнения и задачи для развития как отдельных параметров, так и  креативности в целом. В этих упражнениях используются ситуации незавершеныхности или открытости; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; оценивается не правильность ответов, а соответствие заданию; поощряется поиск нетривиальных и неожиданных решений. (27).

 

Но для развития креативности тренировки навыков решения  специальных задач недостаточно.

А. Маслоу   писал: «Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».

Отсюда он проводил  идею развития креативности через освобождение от «оков культуры», под которыми понимаются стереотипы, установки, общие мнения, мешающие увидеть истинное положение вещей (5, стр.173).

 

Фергюсон  (Ferguson, 1974) отмечал: «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.

 

Мы согласны с выше цитируемыми авторами и считаем, что по мере взросления, сознание человека неизбежно  заполняется шаблонами поведения, которые как готовая схема позволяют  сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира. Но в то же время, препятствуют возникновению «свежих» идей. Такие шаблоны часто называют стереотипами.

Выбор их обусловлен множеством внутренних «программ поведения», которые  формируются в течение жизни и  являются  результатом  вытесненных травмирующих ситуаций.

Такие программы в психологии носят название паттернами, инграммами, или СКО(Система конденсированного опыта ).

Мы будем использовать термин СКО, предложенный создателем техники холотропное дыхание СтаниславымГрофом

«СКО» может быть определена как особое сгущение воспоминаний, состоящее из конденсированного опыта (и связанных с ним фантазий) различных жизненных периодов человека. Событие наибольшей давности,  составляет ядро СКО – “центральное переживание” системы. Структура личности  содержит значительное количество СКО. Их число, характер, размеры и интенсивность в немалой степени варьируются от одного индивида к другому.  (12)

На наш взгляд для развития креативности необходимо освободить личность от  множества СКО, и помочь тем самым проявиться врожденным креативным способностям.

Для решения этой задачи,  подходят дыхательные психотехники, которые появились во второй половине ХХ века.  В основе   этих техник лежит особый тип дыхания. Они были созданы для погружения в измененные (отличные от обыденного) состояния сознания с целью самостоятельной психотерапевтической работы дышащего со своим подсознанием. К таким техникам относятся Ребефинг, Холотропное дыхание, Вайвейшн, Свободное дыхание.

Ребефинг  позволяет перепрожить травму рождения и освободиться от негативных программ, связанных с ним. В процессе холотропной сессии активируются актуальные  на данный момент  СКО и человек может работать с ними. Принципы техник Вайвейшн  и свободное дыхание сформулированы так, чтобы мотивировать дышащего находить позитивный  контекст  в материале, который всплывает из подсознания, прививая тем самым навык поиска разнообразных решений  проблемы.

Помимо этого, занимаясь  дыхательными практиками, человек высвобождает энергию, заключенную в СКО, он  становится более активным, способным сопротивляться стереотипам среды. Обнаружив ядро СКО, человек осознает и все последующие события своей жизни, связанные с ним, освобождаясь тем самым от влияния СКО.

Чем больше систем конденсированного опыта «вскрыто», тем более свободен человек в своих мыслях и проявлениях. Стереотипы общества не управляют его поведением и тренировка навыков решения задач и упражнений на развитие креативности, на наш взгляд происходит более эффективно.

 

Исследовательская часть:

 

Для того, чтобы подтвердить гипотезу о положительном влиянии дыхательных психотехник на развитие креативности, мы провели анализ отчетов участников дыхательных семинаров.

Нами были исследованы  61 отчет дышащих, проходивших дыхательные сессии в Европейской школе дыхания методом контент-анализа.

Из отчетов были выделены фразы, обозначающие внезапное понимание и смену контекста (я понял, случился инсайт, я вдруг осознал, изменился контекст и.т.п.) Было посчитано количество фраз на единицу отчета в каждой группе.

Отчеты были разделены на 3 группы по техникам: холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн.  Каждая группа разделена на подгруппы по опыту дыщащих-:

Группа 1 (у дышащего первая сессия или редкие разовые дыхательные сессии);

Группа 2( регулярно( хотя бы 1 раз в месяц более года) занимающиеся дыхательными практиками).

 

Произведен анализ результатов.

 

 

Группа 1

Группа 2

Кол-во отчетов

Кол-во фраз\отчет

Кол-во отчетов

Кол-во фраз\отчет

Холотропное дыхание

6

0,6

15

1,3

Ребефинг

9

0,7

7

0,85

Вайвейшн и СД

10

0,5

14

1,7

 

Выводы: По результатам исследования видно, что вторая группа,  превосходит первую по  выделенным параметрам проявления креативности.

Техники Вайвейшн и Свободное дыхание  превосходят другие по эффективности развития креативности.

 

 

Список литературы   

1.     Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. – М.: «REFL-book», 1994. – 314 с.

2.     Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3.     Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления / Дж. Гилфорд – М.: Прогресс, 1965.

4.     Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с.: (Серия «Мастера психологии»).

5.    Маслоу А. Психология бытия. – М.: Смысл, 1997.

16. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

7. Пономарев Я.А. Психология творчества. // Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 1988. С. 21-25.

8. Семенов И.Н. Взаимодействие интуитивистики и рефлексики в философии и общей психологии творчества Я.А.Пономарева // Психология творчества: школа Я.А.Пономарева. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006, С.438-455.

9. Семенов И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментальтика, практика. //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005, № 4, С. 65-73.

10. Семенов И.Н. Рефлексивная психология и рефлексивная педагогика: принцип дополнительности в развитии творчества. // Гуманизация образования. 2005, № 2, С. 58-67.)

11. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса. – СПб., 2003.

12. Станислав Гроф. Области человеческого бессознательного.
М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1999 

13. Станислав Гроф . Надличностное видение. Целительные возможности необычных состояний сознания. М., АСТ, 2000, 237с.