1. Асаны улучшают циркуляцию крови по всему телу, включая голову, туловище и конечности.
2. Асаны, действие которых направлено на ноги и руки, поддерживают активность кровеносной системы. Артериальная, капиллярная, венозная и лимфатическая циркуляция стимулируются ритмичным сокращением и расслаблением мышц, которые действуют как насосы, раскрывая новые и ранее неиспользуемые сосуды. Это делает возможным эффективное использование и переработку энергии и способствует превосходной сопротивляемости болезням.
3. Хотя асаны оказывают подобное действие на все туловище, пранаяма вызывает ритмичное расширение легких, создавая надлежащую циркуляцию жидкостей организма в почках, желудке, печени, селезенке, кишечнике, коже и других органах, а также на поверхности туловища.
4. Легкие непосредственно участвуют в попадании диоксида углерода в венозную кровь и не допускают образования токсинов из аммиака, кетонов и ароматических аминов. Легкие необходимо содержать чистыми и свободными от болезнетворных бактерий путем эффективной циркуляции крови и лимфы. Пранаяма помогает в этом, поддерживая чистоту легких и усиливая интенсивность потока свежей крови.
5. Функции печени зависят от тока крови в печеночной артерии, приносящей отходы обмена веществ для их дальнейшей переработки, после которой они выводятся через желчь или мочу. Этот процесс также зависит от циркуляции крови в воротной вене, приносящей кровь от желудка и тонкого кишечника для фильтрации и обработки по удалению токсинов и бактериальных продуктов. В печени происходит также активная циркуляция лимфы, печень обеспечивает клетками-«уборщиками» (макрофагами), которые блуждают в лимфе, захватывая твердые отходы, инородные клетки и продукты их деятельности для последующего уничтожения или накопления. Все эти процессы стимулируются пранаямой.
6. Выработка мочи в почках зависит от длительной фильтрации большого объема артериальной крови через корковый слой почек. Этот поток чувствителен к противоречивым потребностям организма и часто бывает слишком медленным. Тенденции отвести кровь от коркового слоя почек встречают сопротивление со стороны авторегуляции тока крови локальными мелкими артериями. Этот процесс зависит от надлежащего внутрипочечного давления и, следовательно, испытывает положительное воздействие Пранаямы на правильное положение, форму и степень давления в почках. Внутренний массаж, происходящий в процессе фазовой активности абдоминальных и спинных мышц, стимулирует поток лимфы в почках, столь важный для поддержания здоровья органа.
7. Ритмическая деятельность диафрагмы и абдоминальных мышц в пранаяме непосредственно стимулирует перистальтические и поперечные движения кишечника, а также способствует кишечному кровообращению. Таким образом, пранаяма помогает кишечнику в выполнении его функций всасывания питательных веществ и распределения твердых отходов, особенно невсосавшейся пищи и продуктов жизнедеятельности полезных бактерий, кишечной флоры, а также продуктов, содержащих очищенные секреты печени (желчь), поджелудочной железы и кишечника.
8. Селезенка, расположенная прямо под левой стороной диафрагмы, работает как фильтр, очищая циркулирующую кровь от отработанных красных кровяных клеток — переносчиков кислорода. значительная часть селезеночной крови циркулирует внутри лимфатических г.труктур и стимулируется пранаямой.
9. Пранаяма помогает поддерживать поток чистой крови, которая придает необходимый тонус нервам, головному и спинному мозгу, сердечным мышцам, укрепляя таким образом их работоспособность.
10. Потовые железы действуют как дополнительные микропочки, особенно когда их стимулирует пранаяма.
11 Согласно йогическим текстам, регулярная практика Пранаямы предотвращает и излечивает болезни. Однако неверная практика может вызывать астму, кашель, гипертонию, боль в сердце, углах и глазах, сухость языка и склероз бронхиол (Хатха-Йога Прадипика, II, 16 — 17).
12. Пранаяма очищает нади, защищает внутренние органы и клетки, нейтрализует молочную кислоту, вызывающую усталость, ускоряя таким образом восстановление, отдых
13. Пранаяма усиливает пищеварение, повышает силу, жизненность, восприимчивость и память. Она освобождает ум от оков тела, обостряет интеллект и озаряет самость.
14. Прямой позвоночник можно сравнить с коброй, раскрывшей капюшон. Мозг — это капюшон, а органы восприятия — ядовитые зубы, дурные мысли и желания — ядовитые железы. Практика пранаямы успокаивает усиление чувств и желаний. Таким образом, ум становится священным или свободным от мыслей (нирвисайя). Слова, мысли и действия садхаки становятся ясными и чистыми. Он поддерживает крепость (ачалата) тела и устойчивость (стхирата) интеллекта.
15. Только практика приносит мощь и знание. Ежедневная практика дает уверенность в успехе и совершенной сознательности, которая освобождает садхаку от страха смерти (Шива Самхита, IV, 17/18)
16. Садхака получает опыт состояния безмятежности. Он больше не думает о прошлом, не боится будущего, но остается всегда в настоящем. Когда он овладел пранаямой, сидя в падмаса-не, он готов стать освобожденной душой, гласит Хатха-Йога Прадипика (I, 49).
17. Как ветер уносит дым и загрязнения из атмосферы, а его неоъемлемое качество — выжигать и очищать пространство, так и Пранаяма — божественный огонь, очищающий органы, чувства, ум, интеллект и эго.
18. Как восходящее солнце медленно рассеивает темноту ночи, пранаяма уносит загрязнения, очищает садхаку и готовит его тело и ум к концентрации (дхарана) и медитации (дхьяна) (Патан-джали, Йога-Сутра, II, 52,53).
19. Пранаяма — это окно к Самости. Вот почему она зовется великой аскезой (маха тапас) и истинным знанием Самости (Брах-мавидья)