Загружаем...

Главное меню

Календарь

Загружаем...

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
17
18
19
20
21
26
27
28
29

Подписаться на рассылку

Трансперсональная психология

НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РЫНКЕ: Золотой ключик или Страна Дураков?!

Автор: Андрей Стёганцев

Эта дверца и этот золотой ключик, – проговорил Карло, – сделаны очень давно каким-то искусным мастером. Посмотрим, что спрятано за дверцей!» А.Н.Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино»

В этой статье я попробую сформулировать ответы на главные вопросы любой профессиональной деятельности применительно к трансперсональной психологии. По моему глубокому убеждению, без ответов на эти вопросы трансперсональная психология так и останется для большинства людей (включая профессиональных психологов) только красивым малопонятным термином, зачастую воспринимаемым, как синоним шарлатанства и сектантства. 

Не знаю как вам, а мне бы этого не хотелось…

Первое знакомство

«Первое, что делает Нагваль с будущим

 учеником, – это завлекает его хитростью»

К.Кастанеда

...Так случилось, что трансперсональная психология постучалась в мою жизнь еще в детстве. Мне было лет 11-12, когда, начитавшись статей про йогу в журнале «Наука и жизнь» и посмотрев фильм «Индийские йоги – кто они?», я решил стать йогом. А тут еще мне в руки попала книга Ивана Ефремова «Лезвие бритвы», которую я прочитал запоем, и которая только укрепила меня в моем намерении. (Кстати, в книге описывались эксперименты по использованию ЛСД для пробуждения генной памяти – памяти предков. А это экспериментальная трансперсональная психология в чистом виде!)

В общем, я начал делать всякие йоговские упражнения, в том числе и «медитировать». И вот как-то перед сном, лежа в постели, я «медитировал», всматриваясь в отблески на стене. Были сумерки, предметы в комнате слегка расплывались, но были все еще отчетливо видны. И вдруг комната начала постепенно исчезать: сначала растворились мелкие предметы, потом крупные. И в какой-то момент вместо привычной картинки у меня перед глазами колыхалось серое марево. Это был не сон – глаза были открыты. Не было это и явью… 

Так состоялось мое первое знакомство с измененными состояниями сознания и с трансперсональной психологией. Но тогда я этого еще не знал…

Трансперсональная психология: откуда и куда?

«…куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа» Н.В.Гоголь

Трансперсональная психология (ТП) как новое направление в психологии, возникла в 60-х годах 20-го века – уже более 50-ти лет назад. Однако до сих пор общего представления о ТП нет даже в среде профессиональных «трансперсональщиков» (не говоря уже о «конечных потребителях»). 

Ситуация, на мой взгляд, сейчас такова: термин «трансперсональная психология» в основном используется психологами-практиками, как удачная торговая марка для продвижения используемых ими методик (чаще всего это этнические или религиозные психотехники, вырванные из контекста традиции и адаптированные под современных людей). Психотехники эти разнообразны и экзотичны (различные медитации, шаманские камлания, расстановки по Берту Хелленгеру, переписывание жизненного мифа, общение с ангелами-хранителями, восстановление перерезанной пуповины, закапывание в «могилу» и т.д.). При этом техники эти почти что не связаны между собой, не опираются на общую теоретическую базу, слабо проработаны методологически и методически. Такое положение дел, конечно же, препятствует эффективному распространению, применению и развитию ТП, зато способствует ее профанации и застою. Некоторым исключением являются современные дыхательные психотехники (Ребефинг, Холотроп и др.), но даже и в этой области не все гладко…

Я отношу себя к психологам «широкого профиля». И поскольку в своей профессиональной и личной практике я использую и трансперсональный подход, я решил (хотя бы для себя!) определить основные «опорные точки» ТП, чтобы использовать ее «по назначению». Для решения этой задачи я воспользовался методологией знаменитого русского святого Серафима Саровского. 

Для тех, кто не знаком с этой замечательной историей, расскажу. Когда-то Серафим Саровский беседовал с журналистом, который никак не мог уяснить для себя суть христианства. И тогда Саровский, который был родом из купеческой семьи, использовал  для объяснения этого вопроса коммерческую модель – описал христианство, как «духовное предпринимательство», целью которого является «стяжание духа святаго». В частности, обратил внимание на то, что «стяжание Духа Божия есть тоже капитал, и он, как и денежный, приобретается почти одними и теми же путями, очень сходными друг с другом».

Доверяя великому русскому святому, применим этот подход и в отношении ТП (ведь трансперсональную психологию тоже можно отнести к «духовным продуктам»). Но попробуем пойти в этом направлении чуть дальше – используем для анализа ТП достижения современных бизнес-технологий.

Трансперсональная психология: маркетинг-анализ

«Маркетинг – система управления предприятием, на основе тщательного учёта процессов, происходящих на рынке для принятия эффективных хозяйственных решений» Большая советская энциклопедия

Современные бизнесмены никогда не выпустят на рынок новый продукт, не ответив на главные маркетинговые вопросы:

В чем уникальность продукта – каково его конкурентное преимущество?

Кто конечный потребитель – какова целевая аудитория?

Какую потребность данной аудитории удовлетворяет данный продукт?

За счет чего – как именно?

Кто конкуренты?

Какую выгоду хотим получить?

Какие предполагаются затраты?

Какие возможны риски?

Каким образом затраты и риски можно снизить?

Если кто-то из читателей относит себя к трансперсональным психологам, то предлагаю вам ответить на эти вопросы применительно к трансперсональной психологии, исходя из вашего опыта и теоретических представлений. 

Свои ответы я приведу в конце этой статьи (можно будет сравнить). 

Трансперсональная психология: что почем?

«Человек – мера всех вещей!» Протагор, древнегреческий философ

Понятно из названия, что ТП – это одно из направлений психологии, т.е. предметом ТП является психика человека. Но не вся (что также следует из названия), а ее трансперсональные области и феномены. В этом отличия ТП от других направлений психологии, в этом ее уникальность. Но что же такое трансперсональное? 

Термин был предложен Станисловом Грофом и вытекает из его модели психики человека. В упрощенном виде модель представляет собой «пирог» из четырех слоев  сознания: Обыденный слой (привычное восприятие), Биографический слой (где в основном хранятся вытесненные в подсознание биографические переживания), Перинатальный слой (от момента зачатия до рождения) и Трансперсональный слой (принадлежащий не только данному субъекту).

https://lh3.googleusercontent.com/CQy0lK5XnRy1zNbJhCoCSyNmfsIj1HfjkPCUUQ0VMrEKl8NL6Z4SIChuzV6bVbdEv4Rui6z0YUeHRNPOyGB0zpz8zWTVY7KYwgFPZ__Ksk8ckB767NsWJKa70PZ7WzLSnxM4LCCKqOv8sX8vIuEakQ

Жирная черта – привычная граница сознания и подсознания. Пунктирная – символизирует бесконечность глубины трансперсонального слоя. 

Главная идея модели (и ее новизна для западной науки) состоит в том, что помимо персональных областей психики (обыденного, биографического и перинатального слоев) – связанных с личным опытом человека, есть область, связывающая людей с чем-то большим, чем они сами себя обычно воспринимают и считают. С чем? С миром, с богом, с коллективным бессознательным, с космическим разумом, с вселенной, с высшим «Я» и т.д. Причем, в отличие от опосредованных связей человека (коллективные ценности, отношения, культура – то, чем занимается социальная и экзистенциальная психология), трансперсональная связь – это связь непосредственная (как связь руки с мозгом). 

Эту мысль можно проиллюстрировать еще одной схемой: 

https://lh6.googleusercontent.com/sQ-Sv_vMkKz2y56DbMZWv1ZDoPegHbXZGxo9SEKD_w-CYlVVV2Fp5gIdojjJt2YtwMk02myxlVzTuOzAe7bE-OtbSdISGHZilLfSXrtdPu1zA8k1ga2lICtLX1YOuqHV8RqzM5kZILvP_C45xQVDtQ

Из модели видно, что человек может взаимодействовать с миром «снаружи» – через органы чувств; тогда появляется разрывность мира (есть границы между «я» и «не я»). А может взаимодействовать «изнутри»; в этом случае, между миром и человеком границы нет: человек – часть мира, мир – продолжение человека (а если совсем точно, то мир и человек – это одно и то же). Т.е. трансперсональное – это мир за пределами биографического опыта человека, воспринимаемый им «изнутри», воспринимаемый как часть себя. А трансперсональная психология – это наука, которая исследует трансперсональные области и феномены психики, и практика – технология, которая помогает человеку найти доступ за пределы привычного «я».

И, таким образом, уникальность ТП в том, что она использует научные методы в той области, которой раньше занимались в основном религиозные и эзотерические традиции.

Но тут возникает следующий вопрос: что такой подход может дать? И кому?

Трансперсональная психология: кому и зачем?

«Ищи, кому выгодно!»

Крылатое выражение

В чем же миссия трансперсональной психологии? Кому и зачем она нужна? 

В общем виде ответ может быть таким: трансперсональная психология помогает людям в решении тех их актуальных задач, которые другими методами не решаются или решаются не так эффективно. Если упрощать, то в качестве основных типов таких задач можно выделить два: теоретические и практические. Теоретические задачи связаны с объяснением и интеграцией трансперсонального опыта, пережитого человеком в прошлом. Практические задачи связаны с будущим. 

Приведу пример интеграции трансперсонального опыта из своей личной истории. 

После серии своих первых трансформационных семинаров со мной произошло событие, которое я долго не мог объяснить. Оно несколько лет буквально сводило меня с ума. А дело было так:

В 1994 году я попал на свой первый трансформационный семинар, который перевернул мою жизнь. Я тут же поехал на второй семинар, потом на третий, на четвертый… И вот через пару месяцев после начала моего «семинарского» периода (крыша уже уехала), я собрался в гости к девушке, в которую тогда был отчаянно влюблен (познакомились мы, естественно, на одном из семинаров). На вопрос, что привезти «к столу», она сказала: «Так бананов хочется…». Я сказал: «Хорошо!» – и пошел искать бананы. Но в 1994 году даже в Москве купить бананы было не просто, да и с деньгами у меня было не густо… И вот иду я к метро мимо скверика, и думаю, где и на какие деньги купить эти обещанные бананы. Яблоки везде продаются, но я же обещал бананы! И вдруг вижу, за кустами на ящике сидит мужичок бомжеватого вида и машет рукой, и вроде как машет мне. А я уже второй месяц перманентно нахожусь в «поточном» состоянии, поэтому без всяких раздумий поворачиваю к нему. Подхожу и слышу: 

Здорово, парень! 

– Здорово.

– Бананы нужны?

– Нужны.

– Бери!

Мужик встает с ящика, открывает крышку – полный ящик бананов. Я ему:

Да у меня денег мало.

– Не надо денег – бери сколько нужно.

И наваливает мне полный пакет отборных спелых бананов…

– Ну, счастливо тебе!

– Счастливо.

Как это объяснить? Из атомистической научной парадигмы – никак (разве что, совпадением). Я, через пару лет даже начал уже сомневаться – не было ли это галлюцинацией? Но ведь бананы были! – пять человек, кроме меня, их потом с удовольствием продегустировали. Фактически это была материализация пяти килограммов бананов. Но ведь это «ненаучно»! И только через много лет, познакомившись с холистической парадигмой (на которой базируется трансперсональная психология), я смог себе объяснить этот феномен.

…Это был пример, как трансперсональная психология помогает осмыслить и интегрировать мистические переживания. А в качестве примера, как трансперсональная психология может быть использована для решения практических задач, расскажу об опыте одного из московских центров естественных родов (роды, как правило, сопровождаются трансперсональными состояниями сознания). В этом центре в процессе подготовки к родам будущим родителям читали лекцию о различных слоях сознания (по С.Грофу). А затем проводили несколько сессий холотропного дыхания, в которой будущая мать была «дышащей», а отец – «ситтером» (потом, соответственно, наоборот). Подход показал свою результативность – роды стали проходить более успешно и для детей, и для родителей (причем, особенно для отцов).

Еще один – «зеркальный» пример: недавно в Голландии в рамках психологического сопровождения умирающих легализовали использование ЛСД – для «знакомства» с предстоящим таинством смерти. Как говорится, комментарии излишни.

Также в качестве областей практического применения ТП можно выделить ситуации творческого и духовного кризиса, глубокие психологические травмы (например, потеря близких), подготовка людей «опасных» профессий (например, тех, чья деятельность сопряжена со смертью). 

И, конечно, трансперсональная психология может стать своеобразной «религией» для тех современных людей, кто не принадлежит ни к одной из духовных традиций, но ставит себе задачи достижения высших ступеней человеческого развития.

Трансперсональная психология: метод и методы

«Наряду со знанием об объектах наука 

систематически развивает знание о методах»

Новейший философский словарь

Ответив на вопросы «Что?», «Кому?» и «Зачем?» логично будет ответить на вопрос «Как?», т.е. поговорить о методах трансперсональной психологии (предмет и метод определяет науку!). 

Я считаю, что основным методом ТП (как теоретической ее части, так и практической) являются метод глубоких измененных – в первую очередь трансперсональных состояний сознания (метод “с большой буквы”). Что же касается практических методов вхождения в эти состояния, то их используется множество – как древних, так и современных.

В качестве примера эффективных практических методов ТП расскажу о двух. Оба этих метода культивируются в Центре Гуманистических Технологий «Человек», в рамках которого я тружусь последние десять лет. В качестве примера эффективного использования трансперсональных практик я опишу эти методы (как я их понимаю) и раскрою особенности их применения.

Первый метод – это современные дыхательные психотехники: Ребёфинг, Холотропное дыхание, Вайвэйшн, Свободное дыхание. В рамках ЦГТ «Человек» создана Европейская Школа Дыхания, которая специализируется на этих техниках, включая подготовку инструкторов. Главным отличием подхода нашей Школы Дыхания является четкая дифференциация: для каждой техники определены ее технические и методические параметры и спектр наиболее эффективного применения. Выбор техники зависит от личности клиента, его текущего психофизического состояния, специфики его актуальных задач и от внешних условий. Владение этими четырьмя базовыми техниками позволяет инструкторам Школы не только точно подбирать для каждого случая наиболее подходящую технику, но и комбинировать техники между собой, а также создавать их новые модификации.

Помимо техники и методики, в Школе Дыхания большое внимание уделяется методологии современных дыхательных психотехниках. Основная методологическая концепция заключается в том, что главной целью применения современных дыхательных психотехник является интеграция, т.е. повышение целостности психики человека. В частности, именно этим объясняется большое внимание к рефлексии и осмыслению результатов каждого дыхательного процесса. 

Но главная особенность нашего подхода заключается в тщательности подготовки инструкторов по современным дыхательным психотехникам. Помимо освоения теории и методики, будущие инструкторы стремятся добиться владения каждой техникой на уровне личной практики. Мы считаем, что хороший инструктор должен быть «продышенным», т.е. иметь высокий уровень личной проработанности данным методом. Поэтому при сдаче сертификационных экзаменов инструктор не только проводит по каждой из техник зачетную дыхательную сессию с клиентом, но и сам проходит полноценный дыхательный процесс.

Такой подход объясняется не только тем, что инструктор должен знать технику «изнутри». С нашей точки зрения, при проведении дыхательного процесса хороший инструктор поддерживает с клиентом контакт не только на обыденном, но и на трансперсональном слое сознания, для чего ему требуется устойчивый навык удержания расширенных состояний сознания. И, кстати, в этом смысле проведение дыхательных тренингов одновременно является для инструктора и трансперсональной практикой. 

Второй метод, о котором я хочу рассказать, по форме можно отнести к разряду коммуникативных. В нашем центре его называют принцип «Да» или практика «Да» (что характерно, недавно появился почти одноимённый фильм – трансперсональная связь «сработала»!). Технически метод состоит в том, что, столкнувшись в процессе общения с каким-либо противоречием, практикующие говорят “Да”, т.е. стремятся «втянуть» позицию второго человека – принять ее искренне, целостно, полно. Они пытаются за счет внутреннего усилия осознать и пережить объединяющую их трансперсональную связь, в какой-то степени стать на время  другим человеком, а точнее, слиться с ним в нечто большее, чем арифметическая сумма двух личностей. 

Объективным критерием успешности этой практики является нахождение креативного решения, учитывающего интересы обоих партнеров и полностью их удовлетворяющего. Субъективным критерием является возникновение состояния, выражаемое фразой «мы с тобой одно, не два». В психологической терминологии это состояние относится к классу духовных состояний, на обыденном языке оно точнее всего обозначается словом «любовь», в эзотерических традициях ему соответствует термин «открытие сердца», Карл Роджерс использовал термины «эмпатия» и «принятие». Но, независимо от названия, состояние, достигаемое с помощью этой практики, относится, на мой взгляд, к трансперсональным. Именно поэтому я привел практику «Да» в качестве примера трансперсональной практики.

В ТП личность психолога является неотъемлемой частью метода. Поэтому неслучайно  при описании эти двух практических методов, я затронул и некоторые аспекты подготовки трансперсональных психологов. Самым важным, на мой взгляд, в этом процессе является необходимость одновременного удержания трех «учебных» линий: освоение теории ТП, освоение практических методов ТП, личная практика саморазвития данными методами. С этой точки зрения трансперсональная психология смыкается с духовными и религиозными традициями, в которых наличие исключительно теоретических специалистов просто не предполагается.

Трансперсональная психология: в чем же цимес?

«В переносном значении слово “цимес” употребляется в значении “то, что надо”, “самое лучшее”»

Википедия

Попробую, сжато обобщить все вышесказанное, выделив, как говорится, «сухой остаток». И (как и обещал) сделаю я это с помощью метода Серафима Саровского – отвечу применительно к ТП на девять ключевых маркетинговых вопросов. Итак:

    1. Уникальность ТП заключается в использовании научного подхода к исследованию и преобразованию трансперсональных областей человеческой психики. 

    1. Целевой аудиторией ТП являются люди, пережившие необъяснимый с их точки зрения мистический опыт, а также люди, имеющие актуальные задачи, которые наиболее оптимально решаются с помощью трансперсональных состояний сознания.

    1. ТП удовлетворяет высшие потребности людей (по А.Маслоу): потребность в смысле, в творчестве, в самопостижении, в саморазвитии. 

    1. ТП «снабжает» современных людей удобной для них целостной и непротиворечивой картиной мира, позволяющей описывать духовные феномены. А также обеспечивает их набором эффективных техник и технологий, позволяющих входить в трансперсональные состояния сознания. 

    1. Условными конкурентами ТП можно считать религиозные и мистические школы и традиции, а также следующую волну психологии (интегральную или интегративную психологию).

    1. Главной выгодой (с точки зрения специалистов по ТП) является развитие отдельных людей (включая самих трансперсональных психологов) и развитие человечества в целом. (Отсюда, кстати, вытекает главный мотивационный критерий к профессионалам в области ТП.) 

    1. Основные затраты (с точки зрения специалистов по ТП) – это отказ от массовой практики (количество людей с актуализированными высшими потребностями исчезающе мало), а также необходимость постоянного интенсивного самосовершенствования (в ТП личность психолога имеет еще большее значение, чем в других направлениях психологии).

    1. Основные риски: «не те» клиенты, отсутствие клиентов, «вынужденная» профанация и редукция метода. Возможна также дискредитация профессии, вследствие низкого уровня большинства специалистов (хороший трансперсональный психолог – высокоразвитая личность).

    1. Затраты и риски можно снизить:

– Путем комбинирования ТП с другими психотехнологиями; 

– Путем создания для трансперсональных психологов условий для обмена опытом, для исследований, для глубокой и продолжительной совместной практики; 

– Путем создания школ, в которых, с одной стороны, существовал бы определенный отбор; с другой стороны, изучение ТП как науки происходило бы параллельно с освоением ее как практики; с третьей стороны, присутствовала бы нацеленность на реальное саморазвитие специалистов. А на «выпускных экзаменах» (при сертификации) оценивался бы и теоретический уровень, и владение практическими методами, и уровень личной развитости – «проработанности» выпускника.

Вместо заключения

В названии этой статьи я попытался обозначить тему своих размышлений метафорически: «Трансперсональная психология: Золотой ключик или Страна Дураков?!». Закончить свои размышления (и ответить на поставленный вопрос) мне хочется также  метафорой:

В одной из своих книг Карлос Кастанеда рассказывает, как он однажды спросил своего учителя Дона Хуана про самую большую тайну магии. Дон Хуан ответил примерно так: «Главная тайна магии в том, что существует бесчисленное количество разных миров. Вход в них всегда рядом с тобой – на расстоянии вытянутой руки!». 

Не знаю, как для вас, но для меня эта метафора указывает на самую суть трансперсональной психологии:

– «Миры» – это трансперсональные состояния сознания.

– Теория и методика ТП – это карта этих миров и ключ от их дверей. 

– Трансперсональные психологи – это проводники, сопровождающие людей в путешествиях по этим мирам, помогающие им не испугаться и не заблудиться, страхующие в самых сложных и опасных местах.

И для того, чтобы найти сокровище, а не блуждать вечно по Стране Дураков, нужны все эти три компонента – карта, ключ, проводник.

…Так что, ответ на поставленный вопрос пока не очевиден. И станет ли трансперсональная психология Золотым Ключиком или входом в Страну Дураков, зависит от нас с вами, коллеги.

Андрей Стёганцев,

Трансперсональный психолог-практик,

член Российской ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии

Москва, декабрь 2009