Загружаем...

Главное меню

Календарь

Загружаем...

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
30
31

Подписаться на рассылку

Об интуитивно-эмпатическом подходе.

 

1. ЛЮБОВЬ И СВОБОДА

“Интуитивно-эмпатийный подход” – так в психотерапии приходится называть Любовь и Свободу. Эмпатия – это Любовь, а освободив себя от диктата разума – норм и правил морали ( и вовсе это не безнравственность. Истинное Милосердие не опирается на правила. Если вспомнить Франкла, то здесь переход от стадии “совершенствования поступков” к стадии “совершенствование отношений и переживаний”) мы и освобождаем от цепей творческую интуицию и любовь. Ниже размещены тексты, которые имеют к этому отношение…

Так случилось, что, ознакомившись с некоторыми новыми направлениями в психотерапии (то что старые “сильно состарились”, ясно многим), я пришёл к выводу, что мой подход – ничем не хуже, более того – во многом лучше… Для специалистов я придумал название – “Интуитивно-эмпатийный подход”, для тех чьё сознание не зашорено заносчивой привязанностью к терминам, это можно обозначить просто: “ЛЮБОВЬ И СВОБОДА”… ((Цитату о том, что “Бог есть Любовь”, знают многие, интерпретируют её так, что Любовь превращается во всё что угодно, кроме Любви. Реже цитируют: “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.” (Второе послание к коринфянам. 3 – 17), чтобы, интерпретируя, не превращать свободу, в рабство)).

Так как Бог – это высший Творец, то именно Любовь и Свобода (и Творчество и Святость) – являются самыми мощными силами изменяющими психику и содержат в себе (принципиально не формализуемый) идеал стремления, к которому действительно стоит эволюционировать душе…Все технические приёмы всех направлений психологии – ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ, В СРАВНЕНИИ С ГЛАВНЫМ – ТЕРАПИЕЙ ЛЮБОВЬЮ И СВОБОДОЙ. СЛУГАМИ ЛЮБВИ ОКАЗЫВАЮТСЯ ДАЖЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ. Конечно, меня спрашивают: “Ты это всерьёз (про то, что ты организуешь новое направление)?” . Отвечаю: “Абсолютно, сверхсерьёзно – это так. Если вы сомневаетесь в серьёзности. И совершенно в шутку, “прикалываясь над всеми психологами (и даже “квази…”), если вы вздумали, что это так же серьёзно, как и все другие “научные” (несмотря на то, что психологические) направления. Ничто живое никогда ещё не бывало без юмора, Всё серьезное – неизбежно обеднённое, и чаще всего боящееся своей нежизнеспособности.”… Хватит с вас предисловий. – Теперь к “серьёзным” текстам.

Нет и не может быть никакой вины в человеческих грехах. Нет вины в слепых, стукающихся лбами, причиняющих боль себе и другим. Суть покаяния – в том, что люди с детства загипнотизированы на вину родителями, социумом… В их жизни царствует «избегание» – подавление своего чувства вины (иррационально возникающего)… Это подавление, происходящее в конфронтации иррационального чувства вины и рационального понимания своей невиновности – разъедает душу, причиняя боль, рождая болезни в жизни и подготавливая почву для страданий в смерти. Выход – терапия – в том, что, сделав противоположное: не подавив, но «вытащив» из себя иррациональное чувство вины, человек получает прощение… И получает привычку: не за бесконечным самооправданием искать успокоение (ведь нет и не может быть самооправдания без самоосуждения, и нет иного осуждения, кроме как «само…»), но за противоположным – за «сдачей»: сдался, перестал оправдываться перед собой, разрядилось самоосуждение и получило прощение Высшего, того, кто ведает лучше – «отпуск». Да бывает такое самоосуждение у некоторых, такая вера, что им необходимо совершить что-то, чтобы избавится от чувства вины… Предлагается и это…

Идея первородного греха – совершеннейший бред, если интерпретировать его, как ослушание человека перед Богом. Во-первых: не может быть запрета на познание чего бы то ни было. Чтобы запретить что-либо познавать, надо очертить его из всего класса объектов (чтобы невзначай, по незнанию, не начали это познавать), но такое очерчивание и будет являться началом процесса познания. Кроме того, проклятие на весь род, наказание всему человеческому роду за проступок Адама и Евы (хотя, как это могло быть проступком ЕЩЁ ДО ТОГО, КАК ОНИ ПОЗНАЛИ «ДОБРО И ЗЛО» – «что хорошо, что плохо», «что можно, что нельзя» – непонятно?) – такое можно было бы приписать дьяволу… Хоть, похоже, это только на человеческую фантазию, и человеческие представления о справедливости (кровной мести). Зато всё становится с головы на ноги, если понимать, что речь идёт о несчастии и причине этого несчастья действительно для всего человеческого рода. Метареальность (духовный мир), а за нею и реальность зависят от человеческой веры. Невозможно познавать что-то, не принимая его, как объективное (можно вглядываться в линии сердцевины и лепестков цветка – он реален, неизменен от наблюдения. Но если ты вырисовываешь лепестки и раскрашиваешь их на рисунке, то ты их создаешь – созидаешь. А не познаёшь, изучаешь). Разделение (начало познания) на добро и зло, на осуждаемое и неподсудное ПОРОДИЛО ЗЛО – БОЛЬ, СТРАДАНИЯ, ОСУЖДЕНИЕ, СТЫД И ВСЕ ГРЕХИ ЧЕЛОВЕКА, породило, родив веру в их существование.

По «закону» – по природе ВЕРЫ, она не может быть опротестована (не может всё вернуться в начальное состояние), противостоять ей, отменять её, может лишь другая вера: Если в некоторых регионах Земли чёрная кошка приносит несчастье, несмотря на то, что в других она же несёт счастье, то, доказывая это суеверному, можно добиться только противоположного результата. Его веру – страх – можно подавить, он перестанет осознаваться; но и не осознаваемый он может порождать соответствующие ситуации (так не нашедшая успокоения ситуация в бодрствовании оставляет в мозгу «потенциал», «незавершённый гештальт», который может породить сюжет сна), и тогда, зафиксировав «объективное» учащение неблагоприятных ситуаций, человек (сознание или подсознание) может ещё больше уверовать, что несмотря на все логические увещевания, факты вот говорят другое.

Выход в том, что несчастья приносимые в некоторых местах чёрными кошками снимаются: если трижды плюнуть через левое плечо, если трижды (в других регионах может быть и другое число) перекреститься, если подозвать кошку и погладить её, если трассу движения кошки пересечёт собака или другое животное.

И в этом суть «Любовь – над причинно следственными связями». Терапевт интитивно-эмпатийного подхода – Творец, рисующий цветок. Он может создавать – творить любые объяснения. Если они «выдумываются» – точнее самостоятельно, в свободе (нет истинного познания без интуиции и любви, а интуиции и любви без свободы. Поэтому «Бог – Любовь» и «Где дух Господень, там свобода») возникают в голове человека в намерении (устремлённости к) любви к человеку, то ТЕМ САМЫМ ОНИ ОКАЗЫВАЮТСЯ ДЕЙСТВЕННЫМИ! – Это необходимое и достаточное условие. В этом ряду большей действенностью обладают уже известные утверждаемые связи (например, религиозные. Но у некоторых именно они могут вызывать отторжение – им нужны другие), Красивые, в полёте фантазии, легко запоминающиеся… Те, в которые вы сами верите, или вам легко поверить… ТВОРИТЕ!

Напомню здесь ещё раз: интуитивно-эмпатийный подход – наиболее христианский. Это исцеление ЛЮБОВЬЮ И СВОБОДОЙ… То есть БОГОМ: «Бог – есть любовь» и “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.” (Второе послание к коринфянам. 3 – 17).

Многие уверены, что фраза «Бог – есть закон» означает, будто (Его) закон подменяет Бога (Он сам должен его слушаться, или следовать ему, или что подобное)… Отлично! Но давайте сравним с противоположным: Бог, который есть Любовь, подменяет собой все и любые законы и установления (как Его, так и не Его)! (Бог), (Его) Любовь является заменителем ВСЕХ законов и закономерностей! Любовь – более чуткий инструмент реагирования, познания (инструмент, столь чутко и с любовью относящийся к каждому, что подход к каждому СУГУБО ИНДИВИДУАЛЕН, без какой-либо унификации какими-либо законами) – как чувство прекрасного, чувство святого (Света), выше свода законов уголовного кодекса… Я предлагаю: «Выбирайте! Хотите вы жить по законам, причинно-следственных связей и проступков-поощрений-и-наказаний (тогда «судите»!)? Или Вы хотите – выбираете – жить по Любви!? Тогда закон – это отношение к Вам с (пониманием и) Любовью (и ничего более)! И не только к вам…»… Может быть, каждому воздаётся по его выбору? Может быть и по вере?

Трудно понять, что святость – не столь качество души (чьим отражением является внутренний мир) (то, что это – не поступки, надеюсь, вы разобрались, иначе не читали бы это), сколь – стремление к святости! И в этом (поэтому) КАЖДЫЙ может стоять вровень со святыми. И любовь – не столь качество, красота, сложность, уровень эволюционного развития чувства – переживания – состояния, сколь СТРЕМЛЕНИЕ К ЛЮБВИ (к проживанию и совершенствованию своего чувства любви)… И здесь каждый стоит вровень с Богом!

Поэтому и смысл жизни – в любви, что это взращивание в себе Любви – есть взращивание и становление в себе Бога! ВЕЧНОГО на фоне временного и смертного. Здесь и именно здесь человек приобщается к Богу в жизни – это иное причастие. Любовь – животворящая сила (сила творящая Жизнь – её сюжеты и обстоятельства), поэтому опыт любви в жизни – не оценим – это главное – опыт Творца.

Люди лгут себе, когда думают, что стремятся к пониманию. Люди ищут ПОМОЩИ, – ТО ЕСТЬ ЛЮБВИ.

Приёмы, которые применяются обыкновенно в терапии (якобы действующие в соответствии с объективной природой психики), более служат для укрепления веры терапевта (и пациента!) в действенность проводимого им процесса, и действуют тем лучше, чем крепче (окрепшая в опытах) вера терапевта.

И не надо от этого отказываться, надо это использовать, использовать с пониманием того, для чего служат приёмы и психотерапевтические теории. Возможная ошибка – самомнение (гордыня) – опора не на собственную интуицию, но на веру в собственную непогрешимость (в непогрешимость своих приёмов). Да, интуиция (в сравнении с умом) – непогрешима. Но сначала надо ей сдаться!

Не следует думать, что психолог или психотерапевт, работающий в интуитивно-эмпатийном подходе, может ничему не обучаться. Он должен научиться работе над собой, – а это самое трудное, труднее любого обучения. Кроме того, изложенное мною – тоже вера! Обучаясь приёмам любых техник и направлений, терапевт множит свою веру, наблюдая подтверждения, и укрепляя её верами других. Суть в обобщающей идее для всех направлений и теорий, но не в противопоставлении им «своего подхода», которого нет, и принципиально не может быть!

Для меня очень важны две мысли, хотя в силу того, что они мысли, они верны лишь как новое постижение – как дополнение к противоположному, или к привычному.

Первая, что Бог не потому Бог, что он – создатель и самый могущественный, но он – Творец и самый могущественный, и непреходящий – не имеет конца и начала, в то время, как всё прочее когда-то началось и когда-нибудь кончится, – потому, что он как замысел картины и её воплощение (замысел картины – до того, как взят лист, чтобы рисовать, и после прохождения всех промежуточных стадий, когда творение приобретает завершённый – соответствующий замыслу – вид). Т.е. Он – и художник, и замысел, и картина. (И в этом для меня смысл слов «вначале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог. Проведите соответствие Слово – замысел, и всё становится ясным: Вначале был замысел, замысел был у Бога и замысел – был Творцом… Это позже добавились ещё замыслы). Так вот, источник могущества и наделённость правом творить именно Ему, а не какому-нибудь другому, В ТОМ, ЧТО ОН – ЛЮБОВЬ, Свобода и Святость… Только слепцы, какими являются почти все люди ((до смерти, а после смерти наступает прозрение – для многих болезненное, из-за того, что их картина мира в слепом состоянии сильно отличается от картины мира, когда они прозрели)), могут не следовать за Любовью, очевидной Красотой – Светом помыслов. Зрячий (то есть всё живое, а всё – живое, и всё живое – зрячее) не может не идти за этим Светом, не может отказать себе в счастье участвовать в Его планах, не может не стремиться быть рядом и чувствовать Любовь «наивысшей пробы». В этом, и только в этом, его могущество и Божественное право быть творцом (можно сказать, что это право Ему делегировало всё сущее). Против Бога (против Любви) может идти лишь слепое… Всё, хоть сколь зрячее, стремится быть участником Его планов.

Вторая важная для меня мысль, Что материальный мир – отражение (то есть обеднённость одной размерностью) духовного мира и Мир творится верою. Человек – слепец является СОтворцом мира. Человек не властен над своею верою, как здоровый властен двигать своею рукой. Но Вера подвластна изменению – она взращивается. Отдельно от этого, или как элемент взращивания веры, тогда действует МОЛИТВА. Молитва – привлечение, призывание Творческого – ТВОРЯЩЕГО – начала в мир. Вымаливаемое созидается молитвою в соответствии с верой. Направляемые намерением регулярные психические процессы – ментальные, эмоциональные и др. творят чудеса, НО отличие молитвы в том, что она (как бы) пропущена через Бога. В некотором смысле, мы сами (своею верою) создаём себе (вокруг себя) мир, с большим или меньшим присутствием в нём Бога, и с богами, наделёнными одними или другими свойствами. ЭТА СУБЪЕКТИВНОСТЬ – ЕСТЬ ОБЪЕКТИВНЫЙ ЗАКОН (МОЖНО ДАЖЕ СКАЗАТЬ – НАУЧНЫЙ – ТАК КАК КАЖДЫЙ МОЖЕТ ЕГО ПРОВЕРИТЬ НА СВОЕЙ ЛИЧНОЙ ПРАКТИКЕ!)…

Только малоопытный человек может верить, что ему лучше знать, что ему нужно, что для него во благо, что принесёт ему счастье и минимум горя. Если бы человек это знал, как Бог, он бы завершил свою эволюцию (в целях, смыслах и ценностях) – с одной стороны, а с другой – ему не было бы смысла жить жизнь: такое знание является результатом ПРОЖИТОЙ жизни, поэтому не будет большой ошибкой приравнять Бога, направляющего судьбу человека с собою же, но из будущего, прожившим всю жизнь, и пережившим все переживания, все этапы становления и изменения жизненных целей и ценностей…

Можно спорить – хоть истинное знание можно было бы получить только («подключившись»), пережив, – чей (какой) мир добрее к человеку: мир безбожника, в котором нет направляющей силы, знающей изменения будущих целей и смыслов (хотя я уверен, что в мир безбожника «вклиниваются» боги и силы вер других людей), или мир верующего, чей Бог, или Боги не соответствует идеалу Человеколюбия, Милосердия, Любви, Мудрости – не дотягивает до ИХ ИДЕАЛА. Мой Бог – несказанно выше моего идеала. Поэтому, то, что я предлагаю: Следить за своею верою, воспитывать и взращивать её. Двигаясь от планки «во что я сейчас могу поверить» (а поверить, к сожалению, могу только в то, что не противоречит моему жизненному опыту – а в нём много боли), к планке «ИДЕАЛ», через лучшую мудрейшую и добрейшую силу – то есть через Бога.

То есть: ГОСПОДИ, ВОЗЬМИ В СВОИ РУКИ МОЮ ЖИЗНЬ, МОЮ СУДЬБУ, МОЮ ДУШУ… И веру, и её эволюцию; и психику, и её изменения – к каким идеалам и какими путями; всё текущее, что забудется, но сейчас отнимает чрезмерно много внимания, и всё главное, что действительно запомню на века, и что составляет смысл всей жизни – НО, ЧТО ИМЕННО, СЕЙЧАС НЕ ЗНАЮ… И если, Господи, могу участвовать как-то в твоих