Загружаем...

Главное меню

Календарь

Загружаем...

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
26
27
28
29
30
31

Подписаться на рассылку

Личностный рост как результат использования психотехник

 

Гуманистическая и Трансперсональная психология, как базовый контекст дыхательных психотехник и личностный рост

Несмотря на то, что дыхательные психотехники корнями произрастают из западной психологии, как мы убедились в предыдущей главе, тем не менее, долгое время они не считались полноценными инструментами западной психотерапии, а были скорее альтернативными методами самопостижения и личностного роста.

Но в начале 1960-х гуманистическая психология стала проступать из работ Маслоу, Роджерса и других теоретиков, занимающихся проблемами психологического здоровья и эффективного функционирования. Многие психологи гуманистического направления использовали теории Маслоу, в особенности его работы, касающиеся самоактуализации, личностного роста как основу для собственных исследований. В рамки гуманистической психологии достаточно быстро попало множество психотехник, и психотерапевтических направлений, разработанных как программы личностного роста, но уже не вмещающихся в тесные рамки психоанализа.

Например, Александр Лоуэн, разработавший биоэнергетику как своеобразный тренинг личностного роста, также говорит о принадлежности своего направления гуманистическому подходу, развивающему процесс личностного роста: «Так как биоэнергетика вносит свой вклад в это развитие и принадлежит к гуманистическому подходу, то важно понять роль сознания в биоэнергетической терапии и как его можно расширить посредством этой терапии». Многие последователи гуманистической психологии стали причислять дыхательные психотехники к ее методам.

Так, в книге Сержа и Анн Гингер «Гештальт – терапия контакта» приводится список методов гуманистической психологии, в котором указан ребефинг (Л. Орра) и холотропное дыхание (С. Грофа), как полноправные методы гуманистической психологии, рассматриваемые как своеобразные программы тренингов личностного роста. В 1968 году Маслоу привлек внимание к ограниченности возможностей гуманистической модели психологии для личностного роста и развития человека.

Изучая самые современные достижения человеческого разума, Маслоу сделал вывод, что кроме самоактуализации, есть и другие возможности преображения личности и возможного личностного роста. Когда вершинные переживания бывают особенно мощными, ощущение своего «я» растворяется в осознании какого-то более обширного единения. По-видимому, термин «самоактуализация» не подходит для этих переживаний, решил он. Поэтому он стал искать термин, более полно выражающий суть этих переживаний, способствующих развитию личностного роста.

«Я бы сказал, что считаю Гуманистическую Психологию третьей силы подготовительным этапом для «высшей» Четвертой психологии, трансперсональной, трансчеловеческой, центр которой скорее в космосе, чем в человеческих потребностях; психологии, идущей дальше человечности, самоактуализации и т.п. Мы нуждаемся в чем-то «большем, чем мы есть», чтобы испытывать благоговение и отдаваться новому, эмпирическому, естественному, не церковному чувству…» – писал Маслоу в 1968 году. Это не просто процесс личностного роста, это нечто, лежащее за пределами той сферы, где существует понятие личностного роста.

Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин transpersonal (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году, и он по праву считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта». В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей – Э. Сутичем, А. Маслоу, С. Грофом и другими – по предложению С. Грофа было принято название трансперсональная психология.

«Основная доктрина трансперсональной психологии заключается в том, что каждый индивид имеет, кроме обыденного, более глубокое и истинное «я», которое человек ощущает при трансперсональных состояниях сознания. Независимое от личности и личного эго, это «я» является источником мудрости, душевного здоровья и гармонии».

Словарь Вебстера (Webster’s Tenth Collegiate Dictionary) определяет трансперсональное как «простирающееся или идущее за пределы персонального или индивидуального». Термин относится к распространению идентичности за пределы индивидуальности и личности.

Трансперсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как «личное +…» и считает, что трансперсональная ориентация явным образом включает все остальные области личной психологии, и добавляет к ним более глубокие и высокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют обычные и повседневные переживания. Брюс Скоттон определяет «трансперсональное» как находящееся «за пределами личностного» и относит его к области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня.

Рассмотрев сорок определений данного предмета (Lajoie&Shapiro, 1992), авторы вывели следующее: «Трансперсональная психология занимается изучением наиболее высокого потенциала человечества, распознаванием, пониманием и реализацией объединяющих, духовных и трансцендентальных переживаний».

Холотропное дыхание изначально создавалось, как техника трансперсональной психологии. Что касается ребефинга и других западных дыхательных психотехник, то они возникали как самостоятельные техники, не принадлежащие ни к одному психотерапевтическому течению, но впоследствии, многие психологи, работающие с этими техниками, стали причислять их к техникам трансперсональной психологии, поскольку их цели и ценности максимально соответствуют идее этих психологических направлений.

Результатом этого является то, что к концу ХХ века они широко распространились по всему миру и влились в психологию, как адекватные методы трансперсональной психологии. Хотя их использование, как самостоятельных методов самопостижения продолжается и по сей день.