Загружаем...

Главное меню

Календарь

Загружаем...

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
30
31

Подписаться на рассылку

Психотехники

Для лучшего понимания термина психотехника окунемся в его истоки.

Термин психотехника предложил в 1903 году немецкий психолог В. Штерн, в своей книге «Дифференциальная психология и ее методические основы». Психотехника в ней понималась как прикладная психология, задачей которой было разрабатывать технологии, направленные на изменение действий людей, результата их деятельности, содержание сознания и пр. В годы развития технического прогресса этот термин стал все чаще использоваться для обозначения  применения психологии в экономике и промышленности. В настоящее время значение этого термина изменилось.

Современное значение понятия психотехника

В середине XX века психология стала бурно развиваться под действием множества культурных факторов:

  • прихода на запад восточных традиций,
  • изобретения психоделических веществ,
  • возникновения запроса в бизнес структурах на развитие персонала…

С 60х годов произошел прорыв в области психотехнической культуры, когда обнаружилось, что уже существует множество методов, способных существенным образом менять состояние сознания человека. Оказалось, что от мельчаших доз некоторых веществ, изменения дыхательного рисунка, концентрации на ощущениях от дыхания, или повторения фразы «Харе Кришна» может существенно измениться состояние сознания человека.

Далее, на протяжении пятидесяти лет, было создано и продолжает конструироваться множество методов изменения сознания, которые  в определенном контексте могут быть названы психотехниками. Особенно, если это уже отрефлексированные и описанные методы изменения сознания.

Широкое употребление этот термин приобрел в гуманистической психологии, которая решает задачу актуализации психического мира человека, и повышения его качества жизни, через включение внутренних ресурсов. Для решения этой задачи было создано множество разнообразных психотехник.

Сейчас под психотехниками, в российской психологии, чаще всего, понимают отрефлексированные методы преобразования одного психического состояния человека в другое.

Психотехники в трансперсональной психологии

Термин психотехники стал широко использоваться в трансперсональной психологии, которая ищет ответы на трансцендентные вопросы бытия. И для этого изучает измененные состояния сознания, а также методы их достижения.

В трансперсональной психологии, психотехниками  называют методы вхождения в ИСС (измененные состояния сознания) и интеграции переживаний  ИСС с обыденным состоянием сознания.

В настоящее время, к популярным психотехникам можно отнести:

  • дыхательные техники (Ребефинг, Холотропное Дыхание, Вайвейшн, Свободное Дыхание и многие другие),
  • Холодинамику,
  • Системные расстановки по Хеллингеру,
  • Психосинтез Ассаджиоли,
  • Психодрама Морено,
  • Одитинг Хаббарда,
  • Биоэнергетика Райха и Лоуэна,
  • Терапия первичного крика Артура Янов и многие другие.

В трансперсональную и гуманистическую психологии проникли множество методов из религиозных и духовных традиций всего мира, как христитанских, так и восточных: исповедь, випассана, анапана, методы визуализации, тратак, пение мантр, коаны и так далее.  

Корни многих методов, даже созданных в Западной культуре можно проследить с древних времен, когда они были частью мистических ритуалов или духовных традиций. Например, особые типы дыхания применялись в практике горлового пения у народов Юго-Восточной и Южной Сибири, при подготовке шамана к обряду и во время камлания для облегчения вхождения в транс.

Древние египтяне широко использовали искусство воздействия на психику и физиологию человека звуковыми вибрациями.

В Древней Греции для вхождения в ИСС использовалось голодание,  экстатические образные молитвы, специальный массаж, употребление активирующих сознание веществ.

Австралийские аборигены для вхождения в транс создали особый тип непрерывного дыхания игры на диджериду.

Дыхательные психотехники

Наибольшее употребление в российской научной литературе термин психотехники приобрел в контексте дыхательных психотехник.

Дыхание, и разнообразные методы, основанные на дыхании – осознание дыхания, изменение дыхательных циклов, практика задержек дыхания использовались почти во всех духовных и мистических традициях разных народов. Видимо, это сопряжено с физиологическими закономерностями функционирования человеческого тела, в силу которых именно дыхание являет из себя уникальную возможность регуляции физиологии и психики сознательным образом.  Поэтому, западная психология, переоткрыла эти древнейшие принципы, и западные дыхательные психотехники (Ребефинг, Холотропное Дыхание, Вайвейшн, Свободное Дыхание) являются естественными продолжениями этих традиционных методов работы с дыханием.

Иные психотехники

Кроме дыхательных методов были разработаны телесно-ориентированные методы, позволяющие через определенные движения тела, как производимые терапевтом, так и самостоятельно, менять свое состояние сознание, например, зуевские растяжки, ват-су, рольфинг Иды Рольф, танатотерапия Владимира Баскакова.

Также существует множество психотехник, основанных на визуализации и вербализации: таких как аффирмации,  проговоры, позитивные настрои и так далее.

Исследовательская деятельность

В Европейской Школе Дыхания помимо обучения множеству дыхательных психотехник (Ребефинг, Холотропное Дыхание, Вайвейшн, Свободное Дыхание) ведется исследовательская деятельность.

Татьяной Гинзбург, одним из инструкторов Школы было проведено исследование и защищена диссертация по теме «Методология Интеграции Психики в дыхательных психотехниках», где детально исследованы классические психотехники: Ребефинг, Холотропное Дыхание, Вайвейшн, Свободное Дыхание на предмет эффективности процесса интеграции дышащих. На основании исследования были выведены принципы, которые повышают эффективность использования этих техник и которые служат базой для создания новых психотехник в Европейской Школе Дыхания.

Часто идея уникальной психотехники может быть порождена под конкретную группу или человека. Некоторые из спонтанно рожденных техник обретают свою самостоятельную жизнь.

Например «Да-дыхание» активно используется нами как эффективное развитие техники Свободного Дыхания. Мы практикуем и редкие форматы, когда-то созданные в системе Свободного Дыхания: слюнный процесс, детско-родительский круг, дыхание по стихиям, родовой канал и многие другие.

Также многие инструкторы Школы, виртуозно владея дыхательными техниками, могут добавить один из элементов в процесс – например, движение по кругу в процесс вайвейшн, или образ «резиночки» в процесс Свободного Дыхания, что может существенно усилить эффект от дыхания.

На наш взгляд ценность техники, способствующей изменению состояния сознания заключается в том, что она дает человеку возможность не только заглянуть в свой внутренний мир, обрести свежий взгляд на различные аспекты своей жизни, но, попав в высшие состояния сознания, получить переживание единства с миром, космическую мудрость, чистый свет. Такие переживания приносят человеку понимание своего предназначения и могут привести к изменению всей его жизни в сторону совершенствования.

В школе проводятся обучающие, терапевтические и исследовательские семинары по дыхательным психотехникам (дыхательным практикам): ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн, свободное дыхание.

Подробнее см. Разделы Библиотека и Расписание событий.