Измененные Состояния Сознания
Понятие Измененных Состояний Сознания (ИСС) появилось в 60х годах, после того, как благодаря открытию ЛСД и иных психоделиков, западная цивилизация столкнулась с рядом новых, неизвестных для нее феноменов человеческого сознания. Ясновидение, телепатия, переживания прошлых жизней, интенсивные биографические и перинатальные переживания стали вполне доступны для исследования. Тем не менее, как в трансперсональной психологии, так и в других дисциплинах до сих пор нет согласованного представления об этом явлении: «Неразработанность теории ИСС привела к тому, что на данный момент отсутствует единое и общепринятое определение этого состояния» (О.В. Гордеева). “С одной стороны накоплен объемный материал, весьма полно представляющий все основные виды и типы ИСС, с другой – практически не выявлено никаких специфических для ИСС паттернов мозговой активности, ни тем более электрических волн особого типа”. – Спивак Л.И., Спивак Д.Л..
Определение ИСС
Наиболее общепринятым среди западных исследователей ИСС является определение А. Людвига: «Изменённые состояния сознания (ИСС) — любое психическое состояние(я), индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими приемами или средствами, которое субъективно распознается самим человеком (или его объективным наблюдателем) как достаточно выраженное отклонение субъективного опыта или психического функционирования от его общего нормального состояния, когда он бодрствует и пребывает в бдительном сознании. Такого рода отклонения могут быть представлены большей, чем обычно, озабоченностью внутренними ощущениями или мысленными процессами, изменением формальных характеристик мышления и ослаблением способности проверки реальности различной степени» (4, 37).
Признаками ИСС
По Ч.Тарту является: нарушение чувства времени, потеря контроля, изменения в эмоциональном выражении, изменение образа тела, искажения восприятия, изменения смысла или значения, чувство невыразимости.
Как видно из определения, методы индуцирования ИСС могут быть различны и сейчас, в эпоху постмодерна, разработано множество психотехник помогающих, войти в это состояние. Дыхательные техники, такие как холотропное дыхание и ребефинг, например, возникли во многом как альтернатива психоделическим веществам, после того, как они были запрещены.
Варианты классификации измененных состояний сознания
В силу того, что в настоящее время отсутствует согласованное представление об ИСС, существуют различные классификации, основанные на разных подходах. О них можно почитать в статье Т. Гинзбург «ИСС, попытка новой классификации»,
Так, например, существует классификация, базирующаяся на методах вызывающих ИСС: искусственно вызываемые; спонтанно возникающие; психотехнически обусловленные.
О. Гордеева предлагает различать низшие и высшие измененные состояния сознания. Первые, по ее мнению, являются способами дезорганизации психической жизни, вторые – напротив, способами повышения уровня ее организации.
В.В. Козлов предлагает карту уровней ИСС:
- состояние четкого, ясного, полного сознания, переживаемое как предельное, пиковое состояние сознания, которое сродни инсайту или озарению;
- «транс» (вид сумеречного помрачения сознания с нарушением ориентировки в окружающем),
- «нулевое» состояния сознания (полное отсутствие всякого осознания, аналогичное глубокому сну),
- «особое состояние измененного сознания», в котором происходят качественные изменения психических процессов.
- глубокое психоделическое состояние сознания, с характерными психофизиологическими сдвигами.
Станислав Гроф, основатель системы холотропного дыхания, исследует измененные состояния сознания как новую территорию, предполагая ее бесконечное многообразие, и предлагая человеку «двойственную» жизнь: считая обыденное состояние сознания – нормой, Гроф предлагает выходить в ИСС время от времени для «исцеления травм».
С точки зрения Европейской школы дыхания, ИСС представляет собой лишь временно непознанные части всего СОЗНАНИЯ. При таком подходе мы можем картографировать стадии развития индивидуального сознания от я к Я, осознавшему ВСЕ.
В данной онтологии, ИСС – это переходное, временное состояние, которое при правильном его использовании может помочь человеку попасть в другое стабильное состояние – ОСОЗНАННОСТИ, которое будет также качественно отличаться от «обыденного бодрствующего состояния» среднестатистического человека, как состояние сна отличается от бодрствования. Такое понимание родственно буддийским метафорам пробуждения, обозначающего подобный процесс.