нтеграция (лат.Integratio − восстановление, восполнение, от integer − целый) в переводе с латинского означает соединение отдельных частей в целое, единое [Словарь под ред. Кузнецова, 1998].
Из этого определения следует, что интеграция это процесс, посредством которого из отдельных частей образуется целое, обладающее новыми, относительно бывших частей, свойствами.
Понятие интеграции можно рассматривать в разных аспектах и сейчас этот термин встречается часто, в том числе всвязи с увеличением количества междисциплинарных научных исследований. Как психолога, меня в первую очередь интересует аспект интеграции человека.
Рассмотрением вопроса интеграции человека занимается интегративная психология, в которой, согласно В.В. Козлову, можно выделить следующие аспекты:
1) интеграция, как системообразующий механизм процесса развития и изменения человека, способствующий благополучию на физическом, психическом и духовном уровнях;
2) интеграция, как необходимый базовый механизм превозмогания и позитивной трансформации кризисных этапов человеческого развития;
3) интеграция, как личностный и трансформационный процесс, направленный на консолидизацию, объединение, снятие напряжения.
Возможность соотнесения понятия «интеграция» с понятием «человек», предполагает на мой взгляд ряд условий:
1. Понимание, что человек, является уже некой целостностью и под интеграцией человека мы понимаем увеличение уровня его целостности.
«Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы — в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности, организованности, так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов. В ходе процессов интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействии между элементами в частности надстраиваются новые уровни управления»(Козлов В.В.).
2. Рассмотрение интеграции человека корректно при осуществлении целостного подхода, т.е. рассмотрение его как системы. «Принцип целостности постулирует понимание человека как живой, открытой, сложной, многоуровневой самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые ситуативные формы организации».
3. Понимание условности выделения подсистем и частей в системе «человек»: «Интегративная психология утверждает идею о необходимости целостного изучения личности как системы, каждый элемент которой находится во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Поэтому как выделение, так и изучение каких-либо элементов по отдельности становится возможным лишь в абстракции» (Козлов В.В.)
Интеграция в концепции холизма, как способ достижения целостности, являет собой путь эволюции от простого к более сложному, от несовершенного к совершенному, от больного к здоровому. «Интеграция является основой развития любой живой системы, тем более человека, это встроенный в сложную систему механизм, обеспечивающий развитие, эволюцию, адаптацию к новым условиям».
Термин интеграция в психологии ввел К.Г. Юнг, обозначив им механизм достижения Самости. В психологии под интеграцией имеется ввиду в первую очередь процесс присоединения вытесненных в бессознательное частей психики к сознательной части. В этом заключается основной психотерапевтический механизм.
В своей книге ” Дыхательные психотехники. Методология интеграции” Татьяна Гинзбург, описывая человека как целое, выделяет в нем подсистемы, обозначенные как
Тело, Психика, Интеллект. По данным многолетних наблюдений за участниками дыхательных практик, она пишет о нескольких уровнях интеграции, которые могут произойти во время дыхательного процесса:
- Три подсистемы обычного человека не функционируют как единое целое (думаю одно, чувствую другое, делаю, или ощущаю третье). Имеются дисфункции, иными словами – проблемы, которые могут проявляться или через болезни, или через проблемы в отношениях с людьми, или через состояния страдания. Иллюстрацией этого уровня является выделение в современной медицине отдельных понятий физического, психического и умственного здоровья.
- Две подсистемы связаны между собой. На примере тела и психики: когда они полностью связаны – каждое движение и ощущение в теле сопровождается психическими переживаниями, а любое эмоциональное переживание – вызывает мгновенный отклик в теле. Хотя в этом описании, уже есть некоторая некорректность, присущая линейному описанию, поскольку последовательности в данном случае нет, есть целостность этих двух систем, ощущение, эмоция и движение уже переживаются человеком как одно. Он уже не двигает своим телом как обычно. Оно само двигается – скажет он, если будет описывать подобное переживание. Чаще всего, подобная целостность переживается как – экстатическое состояние.
- Три подсистемы связаны – это такое состояние человека, при котором Тело, Психика, Интеллект объединены и работают полностью согласовано. В этом состоянии Интеллект правильно распознает то, что происходит с телом и психикой, и любая мысль и ассоциация влияют на психическое и телесное состояние. Мгновенное попадание на этот уровень обычно называется инсайтом. «Инсайт – внезапное осознание в ходе сильного внутреннего переживания».
Подробнее о том, как происходит интеграция во время дыхательной сессии и что способствоваует интеграции, можно узнать из книги Т. Гинзбург ” Дыхательные психотехники. Методология интеграции”, которую можно заказать, позвонив по одному из наших контактных номеров.
Мое мнение о связи интеграции человека с его здоровьем и благополучием можно узнать из монографии: “Рефлексия как инструмент интеграции в здоровье и благополучие”
Выборнова С.Г.