Загружаем...

Главное меню

Календарь

Загружаем...

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
5
6
7
8
9
10
12
13
14
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подписаться на рассылку

Трансперсональная психология – научное мировоззрение, включающее в себя духовные, мистические измерения сознания

 

Трансперсональная психология – раздел общей психологии, выделивший предметом своего исследования надличностные, сверхличностные состояния сознания.

В конце 60-х годов специалисты-психологи Станислав Гроф, Абрахам Маслоу, Энтони Сьютич, Джеймс Фейдиман и другие пришли к решению, что необходимо создать новое пси­хологическое направление, сосредоточенное на изучении сознания и признающее значимость духовных измерений психики, которое они назвали трансперсональной психологией. В 1969 г. вышел первый номер “Журнала трансперсональной пси­хологии” (The Journal of Trans­personal трансперсональной психологии устремились в бескрайние пространства духа, они углубились в историю религии, психологии и культуры и среди своих предтеч указывали и американца У.Джеймса, первого среди психологов составившего на­учную энциклопедию “Многообразие религиозного опыта”, и швей­царца К.-Г.Юнга, обогатившего психологию мифическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, и итальянца Р.Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения.

Трансперсональная психология была уязвима для обвинений в иррациональности и ненаучности, а значит – в несовмес­тимости со здравым смыслом и современным научным мыш­лением, в чем ее первоначально и обвиняли. Но эта ситуация резко изменилась за первые десять лет существования Ассоци­а­ции за трансперсональную психологию. Стало ясно, что трансперсональная ориентация далеко превосходит узкие границы пси­хиатрии, психологии и психотерапии. За это время установились важные связи с революционными открытиями в других научных дисциплинах, в частности, в физике.

Станислав Гроф считается одним из ведущих специалистов в трансперсональной психологии, он имеет степень доктора медицины. Первоначально, в середине пятидесятых годов, экс­перименты С.Грофа были связаны с психодислептиками*1, это время активного легального изучения действия наркотиков на организм.

Древние люди знали и другие способы проникновения в глубины сознания. “…во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания… шаманизм насчитывает около 40 000 лет. Системы медитаций йоги сформировались не позднее 10 000 лет до н.э. Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий: в монашеской византийской и древнерусской традиции, в исихазме*2 и многих сектантских течениях в христианстве, в суфизме*3 в исламе, в различных йогических практиках в индуизме, в школах дзен в буддизме и каббале*4 в иудаизме. Широко использовались специальные растения – грибы, кактус пейотль, препараты коно­пли, травы. Следующим способом вхож­дения в эти состояния, который был известен с очень давних времен, является голодание. Как известно, почти все основатели мировых религий пользовались методами аскетизма*5. Менее известны такие спо­собы, как преодоление сна и бичевание. Более распростране­ны танцы, песнопения, барабанная дробь и грохот. На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для празднования побед, оплакивания мертвых, лечения больных. В жизни возникают обстоятельства, когда из­мененные состояния сознания возникают спонтанно: угроза для жизни, клиническая смерть, интенсивные сексуальные переживания, тяжелые физические заболевания, стрессы, экстатические эмоциональные состояния, новый необычный опыт и так далее. Жизнь иногда заставляет наше сознание функционировать в необычных режимах”. Такие состояния сознания, которые раньше трактовали как галлюцинации, пограничные состояния психики, психологи назвали измененными или расширенными состояниями сознания.

В 1987 г. Всемирной организацией здравоохранения было за­прещено использовать с лечебной и экспериментальной целью препараты наркотического действия. Исследователи ста­ли искать более приемлемые пути самоактуализации личности. Некоторые экспериментаторы пытаются сейчас работать на препаратах, разрешенных в анестезиологии. У.Рассел, чтобы об­рести способности к сверхчувственному восприятию, подвергал себя специальной тренировке, активно практиковал медитацию. Дж.Лилли, известный американский врач и исследователь в области космонавтики, изучающий религиозные и социальные ритуалы, посмертный опыт, глубины психики, прибегал к изоляции, чтобы вызвать в себе океаническое чувство, ощущение безбрежности психики и другие явления, свидетельствовавшие о нашей связи с мировым целым, со Вселенной, что пробуждало ото сна давно ус­нувшие воспоминания, хранившиеся в глубинах психики. С.Гроф так­же отказался от применения наркотиков.

В 1984 г. С.Грофом был предложен более естественный и безопасный метод, относящийся к дыхательным техникам, – го­лотропная терапия*6. Дыхательные техники известны давно, но были заново открыты в семидесятых годах. С.Гроф обнаружил, что интенсивное, более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, со специфическими приемами работы с телом в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой группы может вы­зы­вать те же переживания и аффекты, как при использовании ЛСД-25, и такие же терапевтические и интегративные возможности. Гроф разделял два вида сознания: одно – ориентированное на осязаемую реальность, а второе – направленное к неосязаемой внутренней реальности. Важно различать их так, чтобы переживания одной не преуменьшались и не обесценивались при использовании логики другой, считает ученый. Оба сос­то­яния и обе реальности являются реальными. И взаимодействие между ними само по себе ценно.

В настоящее время в нашей стране в рамках данного направления психотерапии создана Международная ассоциация сво­бодного дыхания, которая вот уже несколько лет организует международные конференции, школы, тренинги, выпускает боль­шое количество литературы.

Свободное дыхание возникло как синтез различных методик, использующих связное осознанное дыхание (ребефинг, вай­вейшн*7 , голотропная терапия и др.). Специалисты, использующие эти психотехники, называют их интегративными. Это понятие было введено в ребефинге Дж.Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связного дыхания – слияния части с целым. При этом частью является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (кон­фликт, стресс, негативная идея, запретное желание и др.). В процессе*8 связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности, то есть происходит интеграция этого материала. Тот материал, который в прошлом был оценен как вредный, опасный, болезненный, греховный и так далее, переоценивается, и возникает возможность извлечь из него пользу. Происходит восстановление целостности сознания: та энергия, которая до этого в огромном количестве уходила на подавление, высвобождается и становится доступной личности для ра­дости, любви, творчества, расширяется ре­альное поле выбора.

Интеграция – эффектный термин, но следует признать, что в любой технике психотерапевт стремится объединить разрозненное в целое, добиться интеграции.

Непрерывное связное дыхание, которое лежит в основе свободного дыхания, имеет аналогии в других древних психотехниках, в ритуалах шаманов, но механизмы данных методов не объяснены. Техника внешне проста: проводится серия инс­т­рукций о дыхании, о том, как дышать, как слышать музыку. Ды­шащие укладываются прямо на голый пол и при сопровождении музыки начинают связно ды­шать, как показал инструктор. Человек спонтанно должен довериться голосу своего внутреннего естества, своему организму, должен быть расслабленным, раскрепощенным, не должен пугаться внутренних ощуще­ний, относиться к ним с легким любопытством, без анализа, без попытки это интерпретировать. “Пусть все идет своим чередом, наше тело умнее нашего разума, будьте спонтанны, – учит инструктор, – смейтесь, плачьте, умирайте и входите в измененные состояния сознания”.

Разница между большинством видов психотерапии и работой в техниках свободного дыхания под наблюдением напарника и инструктора заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний пациента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожи­дать исцеления, в то время как исцеление в техниках свободного дыхания возникает внутри самого клиента и скорее поощряется, чем направляется ведущим. Считается, что у пациента существует нечто типа внутреннего радара, который находит наиболее подходящее, органичное переживание в каждый данный момент.

В трансперсональной психотерапии возник термин измененных или расширенных состояний сознания. Термин условный, разные специалисты вкладывают разные представления в его определение. В европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания, говорят о расширенных, гипнотических, психоделических, трансовых и иных состояниях. К этим состояниям относят состояние болельщиков, которое они испытывают, когда команда выиграла, и они готовы обнять весь мир, состояние моржующихся, бегунов, делаю­щих пробежки по утрам. В этот разряд относят даже сон, состояние влюбленности, считая его специфическим, раз влюбленный видит мир и предмет своей люб­ви в розовых красках. Считают, что эти состояния объединяет физическое чувство удовольствия, что людям, испытывающим это состояние, мир видится в других красках, без внутренней тревоги, наступает чувство гармонии, радости.

Делаются попытки классификации этих состояний, но приходится признать, что “определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественную разницу между ними”. Другие специалисты считают, что расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитации и других способах достижения измененных состояний сознания, также отличается от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при приеме алкоголя и наркотических препаратов.

Методы техник свободного дыхания включают также такой аспект, как работа с аффирмациями*9 – нахождение какой-либо ограничивающей неосознанной мысли, перевод ее в положительное, высвобождающее утверждение и многочисленное повторение ее. Процесс работы с аффирмациями основан на концепции “мысли творят реальность”.

Первоначально С.Гроф работал в русле традиционного психоанализа, подвергая фрейдизм значительной реконструкции. После того, как С.Гроф перешел к использованию новых методов, было замечено, что извлечение психологического конфликта из глубин психики происходит значительно быст­рее, чем при психоаналитической беседе. Если в классическом психоанализе на его выявление уходят месяцы, а подчас и годы, то в техниках свободного дыхания это возможно за нес­колько сеансов. При этом ученый натолкнулся на глубинные уровни, определяющие личность как таковую, переживания па­циентов обрели трансперсональный характер, сходный у всех пациентов, несмотря на разные жизненные ситуации, истории болезни. Оказывается, в подсознании можно обнаружить некие кладовые памяти, которые не обнаруживают своих сокровищ в обычном состоянии. Человек способен вспомнить всю свою жизнь, вызвать из глубин подсознания такие картины, которые, казалось бы, никогда не гнездились в активной памяти. Активное сознание не имеет никакого представления об этих драмах и психических травмах, но бессознательное хранит любую зарубку.

Человек воспроизводит всю свою жизнь, начиная от тайны рождения. Двигаясь еще дальше по шкале времени, он способен увидеть и предшествующую смерть, за которой и последовало новое воплощение. В сессиях человек проходит стадии аго­нии, смерти и повторного рождения. Драматические переживания самого разного рода происходят с такой живостью, реальностью и интенсивностью, какие могут сравниться с обыч­ным восприятием материального мира или превзойти его. Хотя зрительный аспект этих эпизодов стоит на первом месте, но вполне реалистичные переживания могут быть и во всех других сенсорных областях. Иногда могут слышаться отдельные мощные звуки, голоса людей или животных, целые музыкальные последовательности. Интенсивная физическая боль и дру­гие соматические*10 ощущения или отчетливые вкус и запах могут доминировать в переживании, иметь в нем важную роль.

Как пример привожу описание процессов в технике ребефинга с использованием музыки моей пациентки Н.

1-й процесс.

Ощущение, что через макушку головы вливаются различные цвета. Ощущение себя как маленькой яркой точки-звез­дочки, сидящей на краю земли. Вокруг мириады звезд, галактик. И потом ощущение себя как бы внутри этого мироздания, ощущение радости оттого, что ты – это частица Космоса, как Космос – это частица тебя. Я и Космос едины. Ощущение того, что дыхание мое сливается с дыханием Космоса, ощущение единого ритма, единой вибрации. Радость, счастье от этого.

Я – монах в Китае, очень высокий. Желтая одежда, длинная коса. У меня есть брат-близнец. Мы направляемся в храм на берегу озера. Водоем в форме квадрата.

2-й процесс.

Тема: “Почему я встала на путь целительства?”.

Я ощутила себя маленьким тибетским мальчиком, мне лет шесть-семь. Иду по долине по высокой траве по пояс, вокруг высокие горы, постепенно поднимаюсь по тропинке все выше. Подхожу к келье у подножия какого-то склона. В келье сумрачно. В углу на жестком ложе лежит старик в белой одежде, у него большая белая борода. Ему очень плохо, так как у него боль­ное сердце. Я подхожу к старику, подаю ему лекарства, которые сам приготовил, – это настои трав. Старик пьет, но ему не помогает, и он умирает. Я хочу научиться тому, как помогать людям, хочу знать, как бороться со смертью. В слезах я выхожу из кельи. Я совсем одинок. С чувством отчаяния, беспомощности, что не смог, не сумел помочь старику, иду по тропинке обратно на луг. Вдали вижу людей, собирающих травы, на горе виден монастырь, в который я направляюсь.

Потом я вижу себя юношей, сидящим с книгой перед учителем. Осознание того, что я уже могу помочь, приходит ко мне, что я знаю, что и как делать. Затем я вижу себя в отдельной келье. Передо мной в плошке горит огонь. Вокруг много книг, одну из них я читаю, но букв не вижу. Позже я готовлю настои из трав. Около меня два ученика – маленькие мальчики, которым я показываю, как готовятся лекарства.

Вижу себя в медитации на высокой горе. Появляется ощущение единства с космосом, с Высшим разумом. Но само состояние можно выразить как полное спокойствие. Осознание ве­личия этого единства.

Мне говорится, что нужно идти по пути знания и света. Ме­ня опять охватывает чувство радости.

С.Грофом было выделено четыре основных типа переживаний в процессах: “Самые поверхностные из них – в смысле их легкодоступности для среднего человека – это абстрактные или эстетические переживания. В них нет особого символического содержания, связанного с личностью, и их можно объяснить на языке анатомии и физиологии органов чувств, как это делается в традиционных медицинских учебниках…

Следующий тип или уровень переживаний – психодинамический, биографический или вспоминательный. Он включает комплекс вновь эмоционально проживаемых воспоминаний из разных периодов жизни индивидуума и символические переживания, которые можно расшифровать как вариации или рекомбинации биографических элементов – довольно схожие с образами сновидений, как их описывают психоаналитики…

Что действительно может как-то удивить, так это возможность в некоторых случаях оживить воспоминания первых дней или недель жизни с почти фотографической точностью в деталях. Кроме того, чрезвычайно важными оказались воспоминания о тяжелых телесных травмах – эпизодах, когда индивидуум тонул, ушибался, попадал в аварии, переносил операции и болезни. Такая память была важнее памяти о психологических травмах, на которых сосредоточились современные психологи и психиатры…

Более серьезные концептуальные проблемы связаны с третьим типом переживаний – перинатальными… это наводит на мысль, что человеческое бессознательное содержит хранилища или матрицы, активация которых ведет к повторному проживанию биологического рождения и к серьезной конфронтации со смертью. Этот процесс смерти и повторного рождения связан, как правило, с открытием внутренних духовных областей в человеческом сознании, не зависимых от расового, культурного и образовательного фона…

В перинатальном опыте принявшие ЛСД могут заново переживать элементы их биологического рождения во всей их сложности и иногда с объективно проверенными деталями. Когда условия способствовали тому, я мог убедиться в точнос­ти многих подобных отчетов; часто в таких случаях индивидуумы до сеанса не знали обстоятельств своего рождения. Им удавалось вспомнить особенности и аномалии утробного положения, детальную механику родов, характер родовспомогательного вмешательства и частности послеродового ухода, переживания, связанные с ягодичным предлежанием, предлежа­щей плацентой, пупочным канатиком, обвитым вокруг шеи, при­менением касторового масла во время процесса рождения, использованием щипцов, разными акушерскими приемами, различными видами анестезии и реанимационными процедурами…

Наиболее критический и серьезный вызов ньютоно-кар­те­зианской механистической модели Вселенной исходит от последней категории психоделических явлений – целого спектра переживаний, для которых я подобрал термин “трансперсональ­ные”. Общим знаменателем этой богатой и разветвленной группы необычных переживаний является ощущение индивидуума, что его сознание расширилось за пределы эго и трансцендировало границы времени и пространства.

Многие из переживаний, принадлежащих к этой категории, можно интерпретировать как регрессию в историческое время и исследование биологического, культурного или духовного прошлого. Довольно часто в психоделических сеансах доводится испытывать достаточно конкретные и реальные эпизоды жизни плода и эмбриона. Многие сообщают о ярких фрагментах опыта на клеточном уровне сознания, что отражает, по-видимому, их существование в форме спермы или яйцеклетки во время зачатия. Иногда регрессия идет еще дальше, и у индивидуума возникает убедительное чувство повторного проживания эпизодов из жизни биологических предков или даже погружения в общий фонд коллективной и расовой памяти. Иногда люди под действием ЛСД сообщают о переживаниях, в которых они отождествляются с различными животными, или у них возникает отчетливое чувство оживления воспоминаний их существования в предыдущем воплощении…

Многие пациенты ощущают себя гонимыми жертвами, отождествляют себя с узниками инквизиции, концлагерей, нес­частными, оказавшимися в эпицентре землетрясения. Мат­рицы памяти воспроизводят средневековые битвы, крестовые походы, сражения на баррикадах, революции против тирании, сражения с морскими чудовищами. Часто эти картины соединяются с красочными видениями сексуальных оргий. Однако го­раздо чаще возникают религиозные сцены, одушевленные прославлением страданий и кровавыми жертвами, – видения в духе Ветхого Завета. Приходит из глубин сознания ощущение страданий распятого Христа. В заключительной стадии опыта пациенты вообще оказываются как бы за пределами собственной смерти. Они испытывают радость, спокойствие, расслабление.

Возможен даже выход за пределы специфически человеческого опыта и подстройка к тому, что кажется сознанием животных, растений или неодушевленных предметов. В крайних случаях возможно переживать сознание всего творения, всей планеты или всей материальной Вселенной. Индивиды, сталкивающиеся с трансперсональными переживаниями подобного рода, часто получают доступ к деталь­ной и, можно сказать, эзо­терической информации о соответствующих аспектах материального мира, которая далеко превосходит их общую образовательную подготовку и специфические знания в этой области. Так в сообщениях людей, переживших под действием ЛСД эпизоды эмбрионального существования, момент оплодотворения и фрагменты сознания клетки, ткани, органа, содержалась медицински точная информация об анатомических, физиологических и биологических аспектах происходивших процессов. Подобным образом наследственный опыт, элементы коллективного и расового бессознательного (в юнговском смысле) и “воспоминания прошлых воплощений” часто содержат примечательные детали, касающиеся исторических событий, костюмов, архитектуры, оружия, искусства или религиозной практики подразумеваемых культур…

Многие из принимавших ЛСД независимо друг от друга сообщали о своих интуитивных догадках, что сознание не является продуктом центральной нервной системы, что как таковое оно присуще не только людям и высшим позвоночным. Они видели в этом первостепенную характеристику существования, которую нельзя свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. У тех, кто сообщал об эпизодах сознательного отождествления с растениями или частями растений, были необыкновенные постижения таких ботанических процессов, как прорастание семян, фотосинтез в листьях, опыление или обмен воды и солей в корневой системе. Также распространено чувство отождествления с сознанием неорганических материалов или процессов – таких, как золото, гранит, вода, огонь, молния, смерч, вулканическая активность или даже отдельные атомы и молекулы…

Другая важная группа трансперсональных переживаний включает в себя телепатию, психодиагностику, ясновидение и яснослышание, предвидение, опыт выхода из тела, видение на расстоянии и другие паранормальные*12 феномены. Существование трансперсональных переживаний попирает самые фундаментальные положения и принципы механистической науки… Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является как всей космической сетью, так и только бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью”.

По мнению С.Грофа, конкретность тех или иных архетипических образов закладывается еще в утробном периоде младенчества. Он выделяет четыре базовые перинатальные*13 матрицы*14 – комплексы ощущений, чувств и образов, которые возникают у человека во время его пребывания в лоне матери, начиная с появления зародыша до рождения ребенка.

Первая матрица – это период от возникновения зародыша до первой стадии биологического рождения, начала схваток. Спокойное развитие ребенка, когда плод плавает в амниотической жидкости, сопровождается ощущениями безграничнос­ти, расслабленности, защищенности, космического единства, это состояние рая. Отсюда возникает понятие хорошей матки. Но плод не безразличен к внешним воздействиям, например, возникает ощущение плохой матки при попытке матери избавиться от плода. Ребенок улавливает негативную информацию во время инфекционного заболевания, курения матери и других видов опасности, которым подвергаются мать и плод. Половой акт матери несет опасный характер для плода. Формируются определенные задатки будущего человека: черты подозрительности, ощущение подвоха, которое готовит ему жизнь, глубинные ощущения недоброжелательности к окружающим – все люди враги. Слабость вегетативных функций будущего ребенка связана с плохой маткой этого периода.

Вторая матрица хранит память о первой стадии рождения, периода между началом схваток, когда матка начинает активно сокращаться, и раскрытием родового канала. В психике плода возникает чувство тревоги, страха, страдания, безвыходности, опасности для жизни, ощущение, что им манипулируют, некий фатум им распоряжается. Мышечные стенки матки обжимают плод, может обвиваться, перекручиваться пуповина, при этом возникает нарушение питания, возникает чувство ада. Если процесс идет неблагополучно, ребенок будет предрасположен к ряду заболеваний.

Третья матрица связана с прохождением родовых путей. Происходит страшная борьба за жизнь. Плод пытается преодолеть “безысходную ситуацию”, чувство удушения, страх замкнутого пространства, психические и физические страдания. Типичные ощущения этой матрицы – бессилие, безнадежность, чувство вины, отчаяние. Исследователи считают, что при патологии этой стадии складывается отрицательный характер с чертами истеричности, психастеничности*15, что психосоматические заболевания связаны с затяжным прохождением через эту матрицу.

Четвертая матрица соответствует третьей клинической стадии родов – переживание смерти и воскресения. Плод выходит из лона матери. После острой боли и напряжения, мучительности родовых схваток, которые достигают апогея, следует мгновенное облегчение и расслабление, высвобождение, чувство святости, очищения, искупления. Ослепительный свет сменяет мрак. Возникает чувство радости, освобождения, преодоления.

С.Грофом было замечено, что различного уровня воспоминания и другие элементы биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания, им введен тер­мин “система конденсированного опыта” или сокращенно СКО для того, чтобы объяснить связь между этими частями, родовой травмой например, более поздних периодов жизни и воспоминаниями прошлых воплощений. Определенные проблемы как-то связаны, эти переживания возникают снова и снова в аналогичных формах как бессознательные усилия личности вывести изначальную травму в сознание и привести ее к завершению. Для СКО характерно, что система содержит эмоциональный заряд, физические ощущения или какие-то иные важные элементы. Пример системы СКО :

рождение – пуповина обвилась вокруг шеи;

младенчество – удушье, недостаток кислорода при коклюше;

детство – случай утопления, удушье в воде;

зрелость – случай нападения с попыткой удушения;

трансперсональный уровень – переживание опыта наказания через повешение.

В процессах сохраняется самоконтроль, двойная ориентировка. Пациент, например, находится в глубоких внутриутробных переживаниях, слезы текут, ассоциации возникают, и при этом он понимает, что находится в этот момент в зале, что сейчас причин для этих эмоций нет, но часто не может вспомнить после занятий причину своего состояния. Пациент молча и тихо плачет, на вопрос отвечает, что ничего особенного не было, отрицает, что плакал, то есть присутствует амнезия, как при глубоком гипнозе.

Эксперименты показали, что люди, прошедшие через психотерапевтический опыт, когда испытывают ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют представление о самих себе, об окружающем мире. Преображается присущая им иерархия ценностей, исчезает чувство отчуждения, напротив, возникает чувство радости, безмятежности, психологического благополучия, рождается вкус к жизни. Такой человек лучше воспринимает мир. Столкновение со смертью порождает стремление глубокого осознания смысла жизни. У многих лю­дей возникли стойкие религиозные чувс­тва, независимые от их происхождения, образования и ранее зафиксированных верований.

В результате терапии происходит качественное изменение течения заболевания, с которым обратились пациенты (или клиенты, как чаще называют их тренеры свободного дыхания), часто наблюдается выздоровление или происходит переход на уровень более легкого течения заболевания. Для имеющих ди­агноз невроза занятия свободным дыханием становятся альтернативой приему лекарств с одновременной компенсацией их состояния. Происходит изменение структуры личности как след­ствие качественно осознанного изменения оценок себя и окружающего.

Данные исследования вызвали интерес и привлекли внимание к проблемам, связанным с рождением и смертью, что в свое время привело к изучению психологического воздействия травмы рождения, развитию пре- и перинатальной психологии и появлению новых акушерских техник.

“Какие общие выводы можно сделать из этих опытов? Прежде всего, что наша психика гораздо богаче, неисчерпаемее и глубже, нежели это представляли себе З.Фрейд и К-Г.Юнг. Зона бессознательного кажется беспредельной. Она вбирает в себя бесчисленное множество феноменов, раскрывающих мир психических фантомов*16. Но, может быть, это и не миражи, а реальная информация, осевшая в недрах нашего сознания и отражающая фактические события прошлого? Иначе говоря, видения, которые возникают в сознании индивидуума, отнюдь не простые галлюцинаторные образы…

При изучении процессов можно указать на глубочайшее единство всего живого на Земле. Связь между растениями, жи­вотными, людьми оказывается, судя по всему, гораздо более нерасторжимой, нежели это представлялось традиционной науке. Все чувствующие существа на Земле скреплены какими-то незримыми узами.

Другой вывод состоит, по-видимому, в том, что сознание обладает всепроникающей мощью. Оно способно пробраться в тайники бытия, в такие ярусы окружающего мира, где существование духа не предполагается. Однако каким-то непостижимым образом в недрах бессознательного можно отыскать све­дения о том, что “испытывали” вымершие животные, как связаны между собой судьбы всего живого на Земле”.

“…западная наука приближается к сдвигу парадигмы невиданных размеров, сдвигу, который изменит наши понятия о реальности и человеческой природе, который перебросит мост через брешь между древней мудростью и современной наукой и примирит восточную духовность с западным прагматизмом”.

 

Наталья Демина «Тайна, которая в Вас самих: Документальные материалы о памяти прошлых жизней»