ТОНКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ (НАДИ)
И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ (ЧАКРЫ)
Пранаяма предназначена для получения и усвоения энергии из окружающего пространства, поэтому занимающегося в первую очередь интересует, как устроено энергетическое тело человека — полевая форма, как запасается и распределяется энергия и многое другое. Отсюда важно знать тонкую анатомию и тонкую физиологию.
Древние индийские мудрецы установили, что энергия циркулирует в энергетическом теле по особым каналам, которые были названы нади. Слово «нади» происходит от «над», означающего полый стебель, звук, вибрацию, резонанс. Нади представляют собой трубки, протоки, или каналы, по которым через все тело проходит энергия, заставляющая двигаться в физическом теле воздух, воду, кровь, питательные вещества и т. п. В полевой форме масса энергетических каналов, по которым циркулирует вакуумная, жизненная, воспроизводящая и другие виды энергии. Им дают разные названия в соответствии с их функциями.
Все тонкие энергетические каналы берут начало В двух центрах полевой формы — немного ниже пупка и в сердце.
Двенадцатью пальцами выше ануса и гениталий и прямо под пупком расположен яйцеобразный ео-суд. В древних йогических текстах говорится, что от него берут начало 72 тысячи тонких энергетических каналов и распространяются далее по всему телу, разветвляясь каждый в свою очередь на 72 тысячи других. Они проходят во всех направлениях и имеют многочисленные выходы и функции.
Из 14 главных энергетических каналов 3 важнейших — сушумна, ида и пингала. Сушумна, проходящая через центр позвоночника, расщепляется в корне и завершается на макушке тысячелепестковым лотосом (сахасрара), который есть местопребывание огня — агни. Этот огонь описывают как ярко горящий и сверкающий, как воплощенный звук. Это свет, ясность — саттва (уравновешенность).
О душе говорится, что она имеет величину большого пальца руки, пребывает в сердце, от которого отходят лучами 101 энергетический канал. Все жизненные дыхания (вайю) находятся здесь и не выходят за пределы сердца. Именно здесь прана стимулирует действия и активизирует разум. Разум становится источником мышления, воображения и воли. Когда ум контролируется, а интеллект и сердце объединяются, тогда раскрывается сущность человека.
Из каждого 101 энергетического канала исходят 100 более тонких, каждый из которых разветвляется на другие 72 тысячи. Если существует гармония между пятью пранами (вайю) — прана, апана, удана, вьяна и самана — и они свободно циркулируют в этих энергетических каналах, тогда тело становится небесами на земле; но если между ними существует дисгармония, то оно становится полем битвы болезней.
Полевая форма помимо энергетических каналов — нади — содержит особые энергетические структуры — дхамани и сиры. Наиболее близкой аналогией дхамани может служить апельсин. Сиры начинаются от сердца. Они несут кровь и воспроизводящую энергию от сердца и к нему. Возле сердца сиры толще, разветвляясь, они утончаются, подобно жилкам листа. Важными считаются 700 сир. Они разделены поровну на 4 категории, каждая из которых обеспечивает одну из 4 тонких функций полевой формы и физического тела: ветер (вата) — служит правильному функционированию тела, желчь (питта) — поддерживает гармонию между органами, слизь (капха) — создает свободу движений в сочленениях, и кровь (ракта) — распространяет кислород и собственную форму жизненной энергии.
В процессе дыхания нади, дхамани и сиры выполняют двойную функцию: усваивают жизненную энергию из поступающего воздуха и выводят отработанную. Нади, дхамани и сиры также переносят запахи, вкусы (аромат пищи), формы, звуки и информацию.
Конечная точка каждого нади находится в фолликуле, клетке или волосе. Они функционируют как входные и выводящие отверстия для различных энергий в грубом, тонком и причинном телах. Поэтому неудивительно, когда говорят, что тело наполнено нади — энергетическими каналами.
Термин «Кундалини» означает энергию, которая, последовательно «выдвигаясь» или «разворачиваясь» из многоуровневых пространств в более низкие, не «построила» человеческий организм. Ее действие прекратилось в четырехмерном пространстве, которым является наше физическое тело. Одна из задач йоги состоит в том, чтобы с помощью определенных йогических техник заставить энергию Кундалини вернуться к своим истокам многомерного пространства, которые находятся в области головы.
Последовательные подъемы в соответствующие пространственные уровни дают занимающемуся тот или иной вид переживаний, совершенства и т. п.
Переход с одного пространственного уровня на другой, или переход количественных изменений в качественные, на пространственно-энергетических уровнях образует особые места в полевой форме, которые называются чакрами.
Слово «чакра» означает колесо, кольцо. Именно в этом месте энергия из большего пространственного уровня переливается в меньший. Вокруг чакр формируются жизненно важные центры вдоль позвоночника. В этих местах соединяются энергетические каналы с различными тонкими оболочками. Чакры «перекачивают» энергию из больших пространственных уровней в меньшие и распределяют ее по всему телу через нади, дхамани и сиры.
Тело человека — это копия вселенной, микрокосм внутри макрокосма на грубом, тонком и духовном уровнях.
Чтобы сохранить энергии, производимые внутри тела, и не допустить их утечку, йогой предписаны асаны и мудры (печати), пранаямы и бандхи (замки).
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАНАЯМЫ НА
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Пранаяма вызывает ритмичное расширение легких, создавая циркуляцию жидкостей
организма в почках, желудке, печени, селезенке, кишечнике, коже и других органах, а также на поверхности туловища.
• Легкие необходимо содержать чистыми и свободными от болезнетворных бактерий за счет эффективной циркуляции крови и лимфы. Пранаяма помогает в этом, поддерживая чистоту легких и усиливая интенсивность потока свежей крови.
• Функции печени зависят от тока крови в ней. Кровь приносит отходы обмена веществ для их дальнейшей переработки, после которой они выводятся через желчь или мочу. Этот процесс также зависит от циркуляции крови в воротной вене, приносящей кровь от желудка и тонкого кишечника для фильтрации и обработки по удалению токсинов и бактериальных продуктов. В печени происходит также активная циркуляция лимфы. Все эти процессы стимулируются пранаямой.
• Выработка мочи в почках зависит от длительной фильтрации большого объема артериальной крови через корковый слой почек. Этот процесс зависит от внутрипочечного давления. Пранаяма положительно воздействует на правильное положение, форму и степень давления в почках. Внутренний массаж, происходящий в процессе фазовой активности брюшных и спинных мышц, стимулирует поток лимфы в почках, столь важный для поддержания в них здоровья.
• Ритмическая деятельность диафрагмы и брюшных мышц в пранаяме непосредственно стимулирует перистальтические и поперечные движения кишечника, а также способствует кишечному кровообращению. Таким образом, пранаяма помогает кишечнику в выполнении его функций всасывания питательных веществ и удаления твердых отходов.
• Селезенка, расположенная прямо под левой стороной диафрагмы, работает как фильтр, очищая циркулирующую кровь от отработанных красных кровяных клеток — переносчиков кислорода. Пранаяма стимулирует ее работу.
• Пранаяма помогает поддерживать поток чистой крови, которая придает необходимый тонус нервам, головному и спинному мозгу, сердечным мышцам, укрепляя таким образом их работоспособность.
• Потовые железы действуют как дополнительные микропочки, особенно когда их стимулирует пранаяма.
• Согласно йогическим текстам, регулярная практика пранаямы предотвращает и излечивает болезни. Как это происходит, мы уже знаем из дыхания по методу Бутейко. Неверная практика может, наоборот, вызывать болезни — астму, гипертонию, боль в сердце, ушах и глазах и т. п.
• Пранаяма очищает тонкие энергетические каналы, защищает внутренние органы и клетки, нейтрализует молочную кислоту, вызывающую усталость, ускоряя восстановление и отдых.
• Пранаяма усиливает пищеварение, повышает силу, жизненность, восприимчивость и память, обостряет интеллект и чувства.
• Практика пранаямы успокаивает чувства и желания. Таким образом, ум становится свободным от ненужных мыслей. Слова, мысли и действия становятся ясными и чистыми. Она поддерживает крепость тела и устойчивость интеллекта.
• Ежедневная практика пранаямой дает уверенность в успехе и совершенной сознательности, которая освобождает занимающегося от напрасных страхов.
• Пранаяма позволяет очищать органы, чувства, ум, интеллект и это.
• Нормальная частота дыхания составляет 15 дыхательных актов в минуту и 21 600 за каждые 24 часа. Однако этот показатель изменяется в зависимости от образа жизни человека, его здоровья и эмоционального состояния. Поскольку Пранаяма удлиняет время, затрачиваемое на вдох и выдох, замедляются и процессы старения. Таким образом, практика пранаямы ведет к долгой жизни.
• В пожилом возрасте дыхательная функция идет на спад вследствие сокращения активных альвеол и их утолщения. Пранаяма помогает нормализовать их размеры и эластичность, заставляет кровь циркулировать во всех частях тела, вселяя в них жизнь и мощь. Практикой пранаямы даже пожилые люди могут оттянуть процессы старения.
Пранаяма для женщин
60. В период беременности женщина может выполнять все виды пранаямы, кроме капала-бхати, бхастрики, висама вритти пранаямы, антара кумбхаки с длительной задержкой и бахья кум-бхаки с уддийяной. Следующие пранаямы, однако, весьма благотворны: удджайи, вилома, сурья бхедана, чандра бхедана и нади садхана.
61. Через месяц после родов выполняйте асаны и пранаямы с самого начала и постепенно увеличивайте время и количество упражнений.
62. Практика пранаям во время менструаций не несет опасности. Следует исключить лишь уддийяну.
63. Когда, вследствие практики асан и пранаям, тело разогревается, приостановите занятия на день. Вотрите масло в голову, колени, подошвы и тело. Спустя некоторое время примите горячую ванну и примите шавасану примерно в течение пятнадцати минут. Тело станет прохладным и пригодным для практики на следующий день.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ ПРАНАЯМУ
Дыхание в пранаяме всегда осуществляется через нос, за исключением специально
оговоренных случаев.
Вдох и выдох делают плавно, медленно и глубоко, кроме специально оговоренных случаев.
Перед началом занятий пранаямой опорожните кишечник и мочевой пузырь. Люди, страдающие запорами, могут практиковать пранаяму, поскольку кишечник не повреждается так, как мочевой пузырь.
Тщательно изучайте свое дыхание и продвигайтесь вперед постепенно, шаг за шагом. Если занятия пранаямой будут чрезмерно интенсивными или торопливыми, вы можете причинить себе большой вред.
Практикуйте пранаяму в определенное время каждый день в одной и той же позе. Иногда один и тот же комплекс пранаямы порождает дискомфорт. В таком случае сразу же смените упражнение на другое, более благоприятное для тела и ума, приносящее покой нервам и мозгу, освежающее и омолаживающее их. Пранаяма не должна стать слепой обыденностью.
Анализируйте и выполняйте дыхание с полным пониманием.
Выберите уединенное, чистое, хорошо проветриваемое место и практикуйте пранаяму в спокойные часы дня.
Шум порождает беспокойство и нетерпеливость, поэтому избегайте практиковать пранаяму в шумное время.
Лучшее время для занятий пранаямой — раннее утро, предпочтительно перед рассветом, когда тело и ум еще свежи.
В йогических текстах настоятельно рекомендуется выполнять 80 циклов пранаямы 4 раза в день:
ранним утром, в полдень, вечером и в полночь, что не каждый может соблюдать. Однако минимум — 15 минут в день — является необходимым.
Один цикл пранаямы состоит из вдоха, внутренней задержки (задержки дыхания на вдохе), выдоха и внешней задержки (задержки дыхания на выдохе).
Пранаяму лучше всего практиковать сидя на полу, на подстилке из натуральной ткани. Удобные для занятий позы — это сиддхасана, вирасана и падмасана. Можно сидеть и в любой другой позе, в которой спина остается прямой от основания позвоночника до шеи и перпендикулярной полу. Это положение не мешает циркуляции энергии в тонких энергетических каналах и помогает ритмично и гармонично дышать.
Представляйте себе позвоночник от основания, позвонок за позвонком, как будто вы строите пирамиду. Сохраняйте правую и левую стороны туловища от позвоночного столба параллельными, двигая
Правильная поза для занятий пранаямой
их независимо друг от друга и ритмично в соответствии с центральным позвоночным столбом. В пранаяме грудина и ребра более подвижны, чем спина.
Руки должны быть пассивны и расслаблены. Не напрягайте их и не поднимайте вверх или назад. Если они напряжены, то теряют чувствительность.
В начале занятия пранаямой выделяется слюна. Сглатывайте ее после выдоха, но не перед вдохом, и никогда — во время задержки. Не напрягайте язык и не давите им на зубы и небо, а сохраняйте его и горло расслабленными.
Пранаяму следует выполнять с закрытыми глазами. Закрывайте глаза мягко и смотрите вовнутрь, вниз на сердце, не напрягая глазные яблоки. Это внутреннее наблюдение или ощущение дает возможность наиболее ясно осознавать происходящие процессы поступления и усвоения энергии.
Открытые глаза дают «пищу» зрению, а значит, запускают мыслительный процесс и отвлекают внимание. Лишь один раз на долю секунды откройте глаза, для того чтобы проверить свою позу и исправить какие-либо недостатки.
Сохраняйте внутренний слух достаточно активным. Настройтесь на вибрации вдоха и выдоха и на беззвучное состояние задержки.
Кожа является источником восприятия. Поддерживайте постоянную и согласованную связь между ее движениями с внутренней осознанностью на протяжении всей практики дыхания.
В начале практики пранаямы появляется испарина, но затем исчезает.
Сохраняйте сознание восприимчивым и наблюдающим. Используйте его для стимулирования работы легких, в то же время не задействуя его в этой работе, чтобы не было мыслей, связанных с оценкой работы легких, усвоения энергии и т. п., в противном случае вы не сможете наблюдать за процессом дыхания.
Пранаяма пассивна (тамас), когда туловище и позвоночник вялые, и слишком активна (раджас), когда в нее вовлечен ум. Пранаяма обретает необходимые качества (сатва) только тогда, когда туловище прямо, ум восприимчив и сознание бдительно.
Сначала овладейте пранаямой с равной продолжительностью вдоха, выдоха и задержки, перед тем как приступить к дыханию с различным соотношением и продолжительностью этих трех фаз.
Пранаяма, выполняемая после асан, не приносит вреда, однако она не может быть выполнена должным образом после напряженных асан. Рекомендуется практиковать асаны и пранаямы в разное время. Идеальный вариант: утром — праная-ма, вечером — асаны.
Не практикуйте пранаяму, когда ум или тело вялы или подавлены.
Не выполняйте задержку дыхания на вдохе, когда повышена чувствительность мозга, так как он может пострадать от неожиданных беспокойств, а также перед сном, поскольку пранаяма приносит бодрость. Вместо этого практикуйте пранаяму без задержки дыхания или с «задумчивой» внешней задержкой (самопроизвольная задержка дыхания на выдохе, о которой ранее рассказывалось в методике Бутейко). В обоих случаях она располагает ко сну.
Сразу после занятий пранаямой не начинайте активную деятельность. Расслабьтесь на некоторое время и отдохните в позе «трупа» или позе «крокодила».
Не практикуйте пранаяму сразу после еды или когда вы голодны. В последнем случае можно выпить чашку чая или сока. Между едой и пранаямой должно’ пройти от 4 до 6 часов, после практики можно есть через полчаса.
Не приступайте к практике задержки дыхания в слишком раннем возрасте, начинайте с 16 или 18 лет, иначе лицо преждевременно постареет.
Неверная практика порождает напряжение лицевых мышц, беспокоит ум и способствует болезням.
Поза «трупа» наиболее подходящая для отдыха после занятий пранаямой
Симптомы такой практики — раздражительность, тяжесть и беспокойство.
Если пранаяма практикуется правильно, то исчезают болезни и приходит состояние благополучия, просветления и покоя.
В период беременности женщина может выполнять все виды пранаямы, кроме капалабхати, бха-стрики; не следует также делать длительные задержки дыхания на вдохе и на выдохе с уддийяной (специальный «замок» для удержания энергии). Весьма благотворны пранаямы удджайи, вилома, сурья бхедана, чандра бхедана и нади садхана. Через месяц после родов выполняйте асаны и пранаямы с самого начала и постепенно увеличивайте время и количество упражнений.
Практика пранаям во время менструаций не несет опасности. Следует исключить лишь уддийяну (специальный «замок», который будет описан далее).
Если в практике пранаям тело разогревается, то на день приостановите занятия. Вотрите масло в голову, колени, подошвы и тело. Через некоторое время примите горячую ванну, а после нее отдохните в расслабленной позе в течение 15 минут. Тело станет прохладным, на следующий день можно продолжить практику.
Во время выполнения пранаямы следите за положением тела. Разверните плечи в направлении от шеи в обе стороны. Опустите их насколько возможно низко и держите параллельно полу. Плечи во время практики пранаямы имеют тенденцию двигаться вверх, к ушам. Сознательно и постоянно выверяйте их положение. Это заставляет локти быть ближе к земле и обеспечивает равномерное натяжение и длину верхней части рук спереди и сзади. Не двигайте локтями в направлении плеч.
Никогда не держите голову прямо, за исключением лежачего положения. Делайте подбородочный замок таким образом, чтобы макушка головы не поднималась, а оставалась в одном и том же положении в течение всей практики пранаямы. Это устраняет препятствия в энергетических каналах двух нади, расположенных по обе стороны переносицы. Сужение переносицы, жесткость горла и зажатость задней части шеи указывает на неверное положение головы. Чтобы исправить положение головы, освободите внутреннее напряжение горла, расслабьте область верхней губы и обратите глазные яблоки вниз.
Расслабьте кожу головы и сохраняйте пассивность нервов, сознание при этом остается спокойным и устойчивым. Никогда не напрягайте и не поднимайте кожу над висками. Не сжимайте губы, держите их расслабленными, а утлы губ — мягкими.
Язык держите пассивным и расслабленным, лежащим на нижнем небе. Следите за тем, чтобы его кончик не касался верхнего неба или зубов. Не стискивайте челюсти и не двигайте языком во время вдоха, выдоха или задержки дыхания, иначе появится слюноотделение. Однако когда вы начинаете практику пранаямы, слюна будет накапливаться. Не беспокойтесь, проглотите ее перед тем, как сделать новый вдох. Если вы будете держать язык пассивным, слюнотечение постепенно прекратится.
Держите кончик носа и переносицу направленными на грудину, не наклоняя при этом голову в сторону. Кончик носа имеет тенденцию подниматься при вдохе, поэтому будьте внимательны и намеренно держите переносицу направленной вниз. Если переносица или кончик носа поднимаются, звук дыхания становится грубым.
Если во время практики пранаямы в сидячей позе кожа вокруг висков движется по направлению к ушам, это означает, что мозг находится под давлением; если же кожа движется к глазам — мозг в покое. В положениях лежа кожа вокруг висков движется к ушам, а не к глазам.
Обратите взгляд вовнутрь, как бы смотря с закрытыми глазами на что-то позади себя. Глаза могут казаться широко открытыми, хотя взгляд направлен вовнутрь. Зрачки стремятся двигаться вверх и вниз, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Попытайтесь остановить это, так как движения зрачков имеют тенденцию порождать активность в мозгу.
Стоит только векам опуститься, как наступает вялость. В тот момент, когда зрачки начинают «бегать», возникает возбуждение, мысли мечутся, внимание рассеивается. При полном расслаблении ничего подобного не происходит.
Когда ресницы не сомкнуты, мозг активен и не расслаблен. Если же надбровные дуги напряжеьы, то брови в этом месте будут топорщиться, как в гневе, но если брови гладкие, мозг спокоен.
Ушные отверстия на одинаковом уровне и на одинаковом расстоянии от верхушек плеч. Уши во время занятий должны слушать звук дыхания. Не сжимайте челюсти, так как это закрепощает область вокруг ушей и блокирует их, создавая ощущение тяжести и внутреннего зуда.
Особое внимание обратите на точку, где каналы тонкой энергии, исходящие от глаз, ушей и легких, пересекаются в центре мозга и позади глаз. Это центр, откуда эти энергии контролируются. В этом месте начинается контроль дыхания.
Когда поза сидя правильна, устойчива и уравновешенна, эмоции находятся под контролем.
Сознание как будто плывет. Не ощущается напряжения, и, следовательно, не тратится впустую энергия. Если лобная часть мозга поднята вверх, то будут ощущаться раздражение и напряжение. Если голова наклонена в сторону, то с другой стороны будет ощущаться тяжесть, нарушающая равновесие.
Пранаяма не может стать всепоглощающей, пока ум и тело лишь учатся воспринимать поток дыхания. Благодаря искренним усилиям и упорству ум человека, занимающегося пранаямой, становится восприимчивым к регулируемому потоку дыхания. Постепенно он начинает понимать красоту пранаямы и спустя годы практики сможет по достоинству оценить ее.
Практика пранаямы не должна быть механической. Сознание должно сохранять бодрость, чтобы исправлять и выверять положение тела и течение дыхания. Невозможно практиковать пранаяму усилием воли, не должно быть никакой навязчивой дисциплины. Важнейшие факторы — полная восприимчивость ума и интеллекта.
Во время практики асан движение исходит от знакомого нам физического тела к незнакомому энергетическому. В пранаяме движение происходит от энергетического тела к физическому телу — изнутри наружу.