“Вербалисты с подозрением относятся ко всему невербальному, рационалисты боятся нерационального факта. Интеллектуалы чувствуют, что “воспринимаемое глазами” в сущности чуждо их природе” – но необходимо, чтобы видение истинного не ошеломило неподготовленного”
Олдос Хаксли, “Врата восприятия “
Как часто нам кажется, что мир, в котором мы привыкли жить, становится вдруг чуждым, пугающим и отторгающим нас что есть силы. Зеркало, в которое мы смотрелись каждый день, не в состоянии выдержать наше изображение.
Оно срывается со стены и разбивается на тысячи осколков, покрывая собой все жизненное пространство маленькими частичками наших рук, лиц, кусочками старой мебели и серого неба за окном, изредка разбрасывая солнечные зайчики по стенам. В этот день кто-то идет к священнику, кто-то к колдуну, а кто-то к стекольщику в надежде, что тот склеит его жизнь, кто-то берет новое зеркало чтобы найти изменения в лице, а кто-то бежит прочь из дома. Веер виртуальных пространств то расправляет свои крылья тысячами путей, то собирает их снова для нового взмаха.
Для многих ключом от таинственной виртуальной двери с надписью “ВХОД” становятся наркотики. Удивительная наука эта химия. А растениеводство – еще интереснее. Посмотрели бы учителя на своих подопечных в их химических “лабораториях” и на опытных плантациях. Поспрошали бы их про морфины, диоины, фетамины и пр. героины – узнали бы много нового.
Однако эти “лабораторные” двери ведут в Королевство Кривых зеркал, потому что существует огромная разница между наркотическими и психоделическими препаратами. И не каждый преподаватель, которого мы встречаем на Пути, объяснит нам, что именно психоделики позволяют работать с внутренним миром и складывать удивительную мозаику из осколков разбитого стекла больших и маленьких причуд нашей жизни. Вместе с кусочками смальты огромной Вселенной мы в состоянии укладывать удивительные орнаменты Бытия, каждый из которых – абсолютная истина, реальная, имеющая право быть и называться “жизнь”. И что именно наркотики вызывают лжепророков, говорящих с нами на чужом языке и о чужой жизни. Что именно наркотики являют нам сладкоголосых Сирен, зовущих в бездну.
Осколок 1
1 Я корчусь на паласе в квартире старинного приятеля, не в силах разогнуться и догнать уплывающий диван. Уж кому-кому, а мне-то соваться в эксперименты с травой не имело никакого смысла. Да и подумаешь – обыкновенная конопля. Через несколько часов (или минут) края паласа перестанут стремительно вырываться из моих пальцев, меня все-таки переложат на кровать, и лампочка у моей головы перестанет мигать, как милицейский сигнал. Но пока! Боже, какая же я дура! Ведь до сих пор думаешь, что предлагаемое кем-то или чем-то может оказаться более интересным и удивительным, нежели то, что я могу сделать для себя сама. И передать штурвал в руки неизведанного – эдак по-женски и весьма пикантно.
Вот и расплачивайся теперь процессом, который не в состоянии ни остановить, ни изменить, а ведь говорили тебе добрые люди… Тьфу! И еще постоянно возникающее в голове лицо этого “сталкера” – тоже мне умник! Ну что мне сейчас-то делать? Потребность отдохнуть от ежечасно надвигающегося Эго возникает постоянно. Мы с детства воспитывались “яркими индивидуальностями” или “тихими середнячками”, но каждый – в строго отведенной ячейке и конкретным расписанием появления в мир с песенкой типа “ку-ку” под бой курантов. А как хотелось быть кискою или птичкою, бабочкой или зайчиком, незабудкою, одуванчиком, веточкой бамбука или хотя бы фиговым листочком!
Удивительно, но схожие с нашими проблемы были и у наших далеких очень и не совсем далеких предков. Разница лишь в том, что задачи решались в порядке их поступления, оперативно и квалифицированно. Психотерапия была на высоте. Руководство по применению всевозможных мухоморов, верблюжьих колючек и всякой другой психоделической “аптеки” прилагалось если не к каждому экземпляру вышеназванного препарата, то к голове каждого шамана, ведуна иди просто доброй старушки лет 300 отроду – непременно. Особо тяжелые или привилегированные пациенты подвергались воздействию психоделических препаратов особой рецептуры. Те, что попроще – закидывались корешками и бутончиками повсеместного произрастания (преимущественно с собственного приусадебного участка).
А остальная часть древнего населения (здесь, мой друг, подними ушки на макушку!) проходила профилактические сеансы психотерапии в виде танцев под тамтамы, хороводов до упаду, проведения психоделических обрядов типа “Похороны Мруна”, встреч и проводов какого-либо времени года или небесного светила. Теперь такие обряды называют танато-, тантро-, телесноориентированно – или еще какой-нибудь терапией. А еще народец ушлый и психоделически подкованный умел разговаривать и петь нормальным человеческим голосом, что тоже прочищает мозги и освежает восприятие. (Если уважаемый ЧИТАТЕЛЬ думает, что и он умеет петь нормальным голосом, – пусть пробует это до тех пор, пока звук не начнет выходить из низа живота через расслабленное горло; а звучание его голоса приблизится к звучанию голосов ансамбля Покровского).
Однако ж проблемы на сегодняшний день становятся все круче, а вот инструкции по эксплуатации психоделиков появляются не часто и не повсеместно.
Осколок 2
Кухня. 6 метров. Черемушки.
В углу сидит Гоша. Классный такой, добрый. И глаза такие умные-умные и спокойные, только вот в красную сеточку. Мечтательно так затягивается. И Света совсем не против. Алкоголь дает дурноту и агрессию. Ганджа – благородство и покой в доме. – Не понимаешь ты, Наташка, – пытается вразумить меня Гоша, – что человеку, который закинулся кислотой, не интересно знать, куда и зачем он идет. Он движется за кайфом, а как и где он его найдет – его не интересует. – Конечно, бывает страшно от тех ситуаций и ощущений, в которые сваливаешься.
На то и существуют всякие там Американские горки. – Осознание? Да ты пойди в ночной клуб и попробуй там предлагать книжки по философии и религии, шаманские и кастанедовские прибамбасы. Кому это нужно? Люди пришли просто оттянуться. И осознавать, что с ними происходит, они начнут завтра, когда нужно будет думать о том, чем детей кормить. Умные люди (а именно С.Гроф, Т.Маккена, Д. Лилли и др. – на Западе, В.Майков – в России, и ваша покорная слуга со своими боевыми друзьями, спешащие к ним присоединиться) утверждают, что в ходе психоделического сеанса (а именно так называется Ваше самоисследование с помощью препаратов ЛСД-25, псилоцибин, сульфамескалин, дипропилтритамин, гидрохлорид кетамина, “Экстаз”, “Адам” и пр.).
Так вот, в ходе психоделического сеанса человек проходит различные области бессознательного. А именно: воспоминания раннего детства, процесса рождения и эмбрионального развития, момента зачатия (не путать себя с собственными детьми), уровни смерти и возрождения, опыт предыдущих воплощений, а также общечеловеческие переживания, называемые коллективными бессознательными. Следует отметить, что чувства, эмоции и видения, возникающие во время психоделического сеанса, не следует относить к галлюцинациям или наркотическим иллюзиям.
Процедура психоделической терапии у нынешних профессионалов этого дела состоит из 3 этапов: Картина 1 – Подготовительный период, в течение которого специалист выясняет особенности эмоциональных или физических напрягов своего подопечного. Беседа доверительная, продолжительная и жутко трогательная. Клиент посвящается в святая святых предстоящего путешествия, получает путеводитель, компас и “сухой паек”. Картина 2 – Сам процесс. Обстановка – максимально комфортная.
Музыка – громкая и специально подобранная для данного мероприятия. Задача следопыта – полностью отдаться потоку и принять все испытания, приходящие на его голову. Задача ситтера – обеспечить безопасность клиента и всевозможную помощь (в виде некоторого воздействия на физическое тело клиента, подачи носового платка или полиэтиленового пакета – во время). Оптимальная поза для путешествия – лежа или полусидя. Разговоры во время процесса должны быть сведены к минимуму, дабы не отвлекать от переживаний. Сутью же процедуры является осознание происходящего, тщательное осмысление пущей пользы для. Картина 3 – Завершающая. “Крыша”, “башня” либо измененное состояние сознания становятся как бы обычными.
Окружающий мир принимает формы, характерные оному. И стремительная кисть творчески окрыленного путешественника пишет удивительные картины, очерченные окружностью мандалы. Психотерапевтический эффект работы с травками, муравками и их химическими побратимами давал настолько сильное психосоматическое здоровье гражданам, что с середины 50-х гг. власть имущие смекнули, что добром для них это не кончится.
И работы в области исследования психоделиков были запрещены и отданы под эгиду спецслужб. “Мозговой контроль” и “Мозговой контроль-ультра” являлись новым детищем ранее – романтических забав просветленных личностей, а теперь – программами ЦРУ. ЧК, как известно, не дремлет, и день за днем из стен лабораторий расползались Псилоцибины, ЛСД, Мескалины и всевозможные “Экстазы” с той лишь разницей, что с репутацией не психоделиков, а легких наркотиков препараты выползали, а способы работы с ними оставались секретными документами. И это было выгодно. Потому что сажать цветы каждый просветленный может, а вот делать ракеты – попробуй его заставь.
Чтобы излечить больного от тяжелого недуга, шаман принимал волшебный порошок, пел и танцевал, чтобы привлечь к себе духов. Духи поселялись в груди шамана и будили духов, спящих в груди больного. Тогда больной выздоравливал. Чтобы стать бесстрашным воином и победить своего врага, человек принимал волшебный порошок и путь его озарялся светом. Каждый мужчина племени по необходимости или в праздник принимал волшебный порошок. Путешествие каждого из них было удивительным и опасным, но самого солнца, ослепляющего своим светом, обжигающего своим светом, мог достичь только старый шаман. А еще у людей есть бубны, натянутая кожа которых так упруга и звонка, что часто позволяет прикасаться к своей поверхности словно к сердцу, издающему такие же удары. А еще у человека есть варганы.
Их голоса вырываются из самой середины твоего горла, и вырастают из самой середины твоего сердца, и прорываются через самую середину твоей макушки в самую середину Вселенной. А еще у человека есть ступни. Сильные и гибкие дуги, способные отталкивать его от земли так часто и так высоко, как долго он этого хочет. А еще у человека есть другие человеки, которые умеют толкать его барабанные перепонки вглубь головы до тех пор, пока они не вытеснят его мозг из его головы, оставив место для Истины.
А еще у человека есть Ничто, которое заполняет его без спроса. А еще у человека есть Дыхание. Жаркое и душное. Ледяное и звонкое, частое и редкое. “Свободное” и “Холотропное”. “Нет худа без добра,” – гласит народная психоделическая пословица. И впрямь, когда работа с психоделиками была запрещена, шустрый народец сразу сочинил новый способ изменять состояние сознания. А именно – дышать. “Все гениальное – просто,” – гласит другая пословица. И способ дыхания без пауз между вдохом и выдохом более часто и глубоко, нежели обычно, стал сдвигать, а именно расширять, сознание ничуть не менее качественно, чем препараты. (Любопытный читатель может посмотреть на своего спящего детеныша и с удивлением обнаружит, что этот маленький человечек уже научен дышать природой в системе “холотроп”).
Заметная разница между приемом психоделиков и проведением сессии холотропного дыхания заключается лишь в том, что “дышащий” человек всегда в состоянии регулировать свой процесс интенсивностью дыхания. И это замечательно, если уровень его бессознательного предстает пред ним душераздирающим людоедом, которого можно “проскочить” на поверхностном дыхании и поработать, например, с материалом более подходящим для вашего сегодняшнего настроения. Чего, к сожалению, не сделаешь в процессе с психоделиками. “Нравится – не нравится…” и так далее. Формат проведения сессии холотропного дыхания аналогичен вышеназванному формату работы с психоделиками. Но чисто по-дружески мы не рекомендуем проводить эти процессы самостоятельно.
Имеет смысл поучиться всевозможным хитростям и премудростям, которых множество. Ну, в крайнем случае, почитать С. Грофа “Путешествие в поисках себя”. Как известно, в малом содержится большое, часть отражает целое, а каждая пылинка содержит бесчисленное множество будд. Эти правила отражают идеи целостности или, по-научному, холономности, что и является основным правилом холотропной терапии и других интегративных техник. Как мы дышим – так мы живем. Вдох – принятие, выдох – отдавание, пауза – она и есть пауза между принятием и отдаванием. Техник, основанных на измененном состоянии сознания с помощью связного дыхания достаточно много. Это ребефинг, вайвейшн, Свободное дыхание.
С 1995 г. к ним прибавилась программа Trance – Dance Dynamic Meditation, презентация которой состоялась на Пятой международной конференции по Свободному дыханию и трансформационной терапии, которая проходит ежегодно в достославной TARASOVKE not far from Moscow (Автором этой методики является психолог Герман Карельский).
Техника сочетает в себе достоинства динамической медитации, холотропного дыхания, шаманских танцев и отвязной дискотеки, что является лучшим из способов провести week-end, особенно с учетом того, что проводятся эти мероприятия за городом. Наиболее подходящей музыкой для данного мероприятия является техно- и этнический Транс, а полное отпускание тела, голоса и эмоций (слава тебе Господи, хоть где-то) – основным условием процесса. И я иду по реке, и река это тоже я. Мои руки и плечи – это поток Мироздания. И только синкопы, резкие и требовательные, диктуют ритм моей жизни.
Мое тело – полет, мои мысли везде и нигде, моя душа – это мир, моя душа – это путь, моя душа – это ты. А ты – это я. Экстаз для двух душ равнозначен творению мира. Для Адама и Евы не нужно ни фруктов, ни ягод. Им не нужно ничьих объяснений. Ведь Адам и Ева – это мы с тобой. И мы-то знаем правду о том, что было на самом деле. Прикосновения – лживы, ибо они имеют привычку быть. Для первозданных тел слияние многих миль не беда, мы танцуем и знаем, что так было всегда.
Мы знаем, что только наш танец есть Истина. Мы танцуем и знаем, что это будет всегда. Нам не нужно чернить нашу кровь, нам не нужно менять нашу плоть. У нас есть два крыла, несомых весенним ветром. У нас есть два крыла. У нас есть паруса – это груди и плечи. Если ветер ослаб, возьми еще глубже дыхание. Нам не нужно чернить нашу кровь, нам нужно только поднять паруса. И лишь бой барабана не дает мне забыть о шамане, что магическим танцем и любит, и плачет, и лечит, и жжет. И лишь бой барабана не дает ослабеть тетиве твоего лука.
И ступни мои не позволят упасть никогда. И лишь бой барабана, и лишь звуки варгана, и лишь только дыхание, и только один, только ты, и лишь только одна, только я. Это танец и это дыхание. Это жизнь, это танец. Это жизнь. Это смерть. Это путь… Таким образом, дорогой друг, традиции наших пращуров, развитые и обогащенные, методиками трансперсональной психологии позволяют нам и сегодня абсолютно свободно и легально расширять области и без того измененного сознани все выше и глубже, все шире и стремительней на пути к ослепляющему свету Абсолюта. А имеющий уши, как известно, слышит. А имеющий легкие, соответственно, – дышит. А лучший психоделик, как вы уже поняли, – свежий воздух.
С вами дышала дай Бог не в последний раз Ивановская Наталья на семинаре Германа Карельского.