Емельяненко Владимир, М. Аралова
Рассматриваются теоретические положения, позволяющие сочетать гештальт-терапию и холотропное дыхание. Определены трудности клиентов в гештальт-терапии, этапы работы в холотропном дыхании как подходящие для интеграции.
Современные тенденции психологического консультирования и психотерапевтической помощи все больше тяготеют к интегративному или сочетанному использованию различных методов и подходов в рамках единого сопровождения клиента в его терапевтическом процессе. В большинстве случаев такая интегративная стратегия позволяет создать наиболее полный психотерапевтический контекст, включающий разностороннее видение той психологической проблематики, с которой обратился клиент, и обеспечить наиболее экологичные пути ее разрешения. Однако, на наш взгляд, важным является сочетание в работе с клиентом лишь тех методов, которые не имеют принципиальных противоречий в базовом подходе к пониманию психических процессов и стратегии клиент-терапевтических отношений.
Особое значение в этой связи приобретает готовность специалистов, работающих в разных подходах, не замыкаться в своей модели, но быть открытыми к взаимодействию друг с другом с целью лучшего понимания тех точек соприкосновения, которые позволяют эффективно использовать сочетания различных методов для достижения наилучшего результата в сопровождении клиента. Одним из успешных примеров такого сочетанного подхода может быть использование холотропного дыхания и гештальт-терапии.
Метод холотропного дыхания был разработан в середине 70-х годов Станиславом и Кристиной Гроф специально для использования терапевтических возможностей измененных состояний сознания (ИСС). В структуре названия метода было использовано два греческих слова: холос – целостность и тропизм – движение к…, что отражает базовое представление авторов о течении психических процессов и природе сознания. К этому времени С. Гроф накопил огромный опыт в области исследования ИСС и их применения в психотерапевтической практике. С. Гроф предложил расширенную картографию сознания, которая включала три основных области:
1. Биографическая область. Переживания, принадлежащие этому уровню, связаны со значимыми событиями и обстоятельствами жизни человека от его рождения до настоящего момента. Почти все традиционные психотерапевтические школы занимаются нюансами именно этого уровня.
2. Перинатальная область. На этом уровне становятся доступны переживания внутриутробного развития и процесса биологического рождения. Гроф отмечает значимость процесса биологического рождение для последующего развития индивида и условно выделяет четыре этапа внутриутробного пребывания, которые он называет «базовыми перинатальными матрицами» (БПМ). БПМ 1 соответствует этапу внутриутробного развития, БПМ 2 – началу схваток до открытия родовых путей, БПМ 3 – моменту прохождения по родовым путям, БПМ 4 – собственно рождению и перерезанию пуповины. Гроф в своих работах подробно описывает динамику переживаний, соответствующих четырем БПМ и их влияние на особенности психической деятельности и структуру психопатологии.
3. Трансперсональная область. Сюда включены разнообразные переживания, которые разворачивались в процессе работы в ИСС и выходили за пределы личностных границ индивида. Гроф включает в эту область различные состояния, выходящие за рамки общепринятого понимания пространственно-временных ограничений, феномены коллективного сознания, пиковые переживания, экстрасенсорные переживания, синхроничности и многое другое (1995).
Отмечая столь широкий спектр переживаний, Гроф особое внимание уделяет необходимости отказа терапевта от их интерпретаций в рамках каких-то конкретных терапевтических школ, следуя скорее интерпретациям самого клиента и его собственного понимания разворачивающегося процесса. Гроф обнаружил, что в ИСС происходит активизация некой динамической структуры, которая, подобно внутреннему радару, сканирует психику, выделяя наиболее эмоционально заряженный материал, и облегчает его доступ в сознание. Если не препятствовать разворачивающемуся процессу, а наоборот, создать поддерживающую, безоценочную атмосферу и побуждать человека проживать во всей полноте всплывающий опыт, то это ведет к глубокому разрешению проблемного материала и большей интегрированности психических процессов. Такой подход можно назвать холотропной стратегией терапии, которая ориентирована на поддержание процессов клиента, опору на их собственную мудрость и целостность, а также отказ от директивных, провокативных и интерпретативных способов взаимодействия с клиентом (1994в).
Собственно, сам метод холотропного дыхания возник тоже эмпирически. Во время интеграции переживаний после психоделической терапии многие клиенты Грофа просили его поработать с телом, что заключалось в усилении остаточных мышечных напряжений. В этот момент они начинали глубоко и часто дышать и попадали в глубоко измененное состояние сознание, подобное психоделическому опыту, в котором они проживали незавершенный опыт. Именно этот ключевой момент глубокого и частого дыхания С. Гроф взял в качестве эффективного и безопасного триггера ИСС и обнаружил, что с помощью такой простой техники люди получают доступ ко всему спектру переживаний, описанному им ранее.
Первая составляющая холотропного дыхания – это более частое и глубокое связанное дыхание. Человеку предлагается полностью сосредоточиться на внутренних ключах организма, доверять мудрости тела и отрываться всплывающему материалу.
Второй составляющей является музыка. Музыкальный сет холотропного дыхания рассчитан на 3 часа, с учетом средней продолжительности холотропной сессии и имеет структуру волны. Начинаясь с побуждающей, вдохновляющей музыки, он продолжается интенсивной, ритмичной, затем перерастает в драматичную, раскрывающую и завершается спокойной, созерцательной.
Третьей составляющей является фокусированная работа с телом. С одной стороны, феномены, возникающие в ИСС, полностью подтверждают теорию Райха о телесном панцире и мышечных зажимах. С другой стороны, позиция терапевта в холотропной терапии во время работы с телом, по-прежнему, остается поддерживающей и вторичной по отношению к процессу дышащего.
Четвертой составляющей является рисование мандал (рисунок в круге), специфическая техника, разработанная Джоан Келлог, специально для интеграции опыта ИСС во время совместной работы с С. Грофом в Мэрилендском центре психиатрических исследований.
Пятой составляющей является шеринг – групповое обсуждение опыта участниками процесса. Шеринг характеризуется доверительной, безоценочной атмосферой, исключаются интерпретации опыта терапевтом. Главным принципом, на котором построен шеринг, это проговаривание опыта по принципу «покажи и расскажи» (1994а).
Станислав и Кристина Гроф пришли к выводу о том, что оптимально проведение холотропного дыхания в формате парного процесса, когда каждый участник попеременно выполняет роли холонавта (дышащего) и ситтера. Ситтер находится рядом с холонавтом, обеспечивая ему заботу, внимание и безопасность. Участники холотропного дыхания отмечают, что обе роли одинаково важны для целостности и завершенности процесса.
За время развития метода холотропного дыхания все большее внимание стало уделяться интеграции опыта ИСС. Для этого условно выделяют два вектора интеграции (вертикальный и горизонтальный) и шесть кругов интеграции.
Вертикальный вектор интеграции ориентирован на интрапсихические процессы и побуждает человека избегать проективных форм реагирования. Горизонтальный вектор интеграции связан с внешним поведением, коммуникацией, социальной активностью.
Первый круг интеграции ориентирован на работу во время пребывания в ИСС. Он ориентирован на поддержание процесса проживания опыта ИСС с полным доверием к его целительной природе без попыток изменить его, даже если содержание опыта не понятно. Возможны трансформирующие переживания, вообще не имеющие какого-то специфического содержания. Они состоят из ряда интенсивных всплесков эмоций или физических напряжений и последующих глубоких расслаблений и успокоений. Часто прозрения появляются позже, нередко даже на следующих сеансах. Второй круг переживаний возможен во время фокусированной работы с телом, если она требуется после окончания сеанса. Третий круг интеграции – процесс творческого самовыражения. Он может проявляться во время рисования мандал, но также и любым другим путем. Зачастую это может быть поэтическое, музыкальное, танцевальное и т.п. творчество. Четвертый круг интеграции – вербализация. Он реализуется во время общения ситтера и холонавта, во время шеринга и неформального общения участников дыхательных процессов. Пятый круг интеграции – это сновидения, в которых обычно завершаются процессы дыхательных сессий. Шестой круг интеграции связан с повседневной жизнью, работой, межличностными отношениями и социальными ролями.
Надо отметить, что пять первых кругов интеграции связаны с вертикальной осью, а в шестом присутствует и горизонтальная. В структуре холотропного дыхания существует инструментарий для первых четырех кругов интеграции, а пятый и шестой предлагается совершать самостоятельно или в рамках психотерапевтического сопровождения.
Перейдём к рассмотрению основных положений гештальт-терапии.
Методологической базой гештальт-терапии является представление о человеческом сознании как субъективной реальности, которая является отражением жизни в форме индивидуального жизненного пути. Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. В основе представления о человеке по теории гештальт-терапии лежит положение о том, что жизнедеятельность организма осуществляется на основе механизма гомеостаза, саморегуляции; что существует определённая экологическая мудрость, которая состоит в большей степени в сотрудничестве с природой, чем в попытках властвовать над ней (Робин, Ж.-М., 1996). Содержанием процесса адаптации является непрерывное воспроизводство циклов контакта, именно в терминах контакта описывается жизнедеятельность живого организма. Гештальт-терапия базируется на генетическом принципе и динамическом подходе: личность постоянно находится в процессе развития и творческого приспособления к окружающей среде; каждому индивиду присущ совершенно уникальный и неповторимый способ участия в этом процессе, который в гештальт-подходе именуется Сэлф (Self).
Self функционирует в трех режимах: Ид (id), Эго (ego), Персонелити или Личности (personality).
Функция id (Оно), проявляется в теле в каждый момент жизни, связана именно с организмом, с его внутренними импульсами, потребностями, эмоциями, чувствами, невербальными проявлениями, автоматическими действиями. Функционировать на уровне Ид – это проживать чувства и испытывать ощущения до момента их вербализации.
В момент вербализации происходящего включается функция Персонелити (или Личности). Функция Персонелити (Р)– это знания и представления о себе и об окружающем мире, оценки, навыки и накопленный жизненный опыт. Они могут быть осознаны или нет. Персонелити опосредует взаимодействие индивида с окружающей средой. На уровне функции Персонелити происходит сознавание.
В режиме функции Эго осуществляются выборы, происходит принятие решений, реализуется намерение действовать. Именно на уровне функции Эго происходит контактирование (или отказ от контактирования) с окружающей средой для удовлетворения актуальной потребности организма.
Индивидуальная гештальт-терапия применяется после сеансов холотропного дыхания прежде всего с целью ассимиляции полученного опыта. В ходе работы с гештальт-терапевтом исследуется и осознаётся субъективный смысл пережитого в процессе дыхания опыта. Приобретаемая осознанность предоставляет человеку дополнительную опору в виде ощущения законченности и закономерности собственных действий, собственного опыта. В результате укрепляется функция самоподдержки, доверие к мудрости саморегуляции организма – то, что в гештальт-терапии понимается как повышение зрелости личности, здоровья человека. Клиент, получив новое видение себя, более расширенное и глубокое; сознавая естественность собственных проявлений, получает подтверждение себя таким, каковым он и является на сегодняшний день; приобретает новые ресурсы для выбора.
Доверие к клиенту, уважение к его процессу – вот что является общим для гештальт-терапии и холотропного дыхания. Целостность клиента, полный гештальт в ситуации клиента, который формирует и может завершить только он сам – это результат интегрированности гештальт-терапии и холотропного дыхания.
В цикле холотропного дыхания включение индивидуальной терапии наиболее адекватно, на наш взгляд, на 5 и 6 круге интеграции, при этом включая конечно инструменты творческого самовыражения и вербализации характерные для гештальт-подхода.
Процесс контактирования имеет определенную последовательность, которая в теории гештальт-терапии описывается в виде последовательных фаз цикла контакта.
1. Фаза предконтакта (преконтакта) разворачивается на телесном уровне и заключается в предварительной ориентации, в процессе которой на фоне смутного ощущения нужды в чем-то выделяется потребность организма, что и определяет переход к следующей фазе. Понятие “потребность” в данном случае понимается в широком смысле слова, т.е. потребность, импульс, аппетит, желание, незавершенная ситуация и т.д. Суть процесса первой стадии в том, что гештальт отделяется от фона, образовывается и направляется к окружающей среде.
2. На фазе собственно контактирования (контактинга) фигура потребности обусловливает подъем энергии в организме, что позволяет последнему обратиться к окружающей среде в поисках объекта удовлетворения. Содержанием и процессом этой фазы является идентификация и отвержение. На этой фазе проявляются эмоции, чувства, так как человек переходит от концентрации на самом себе к фокусированию на ресурсах окружающей среды. Переход к следующей третьей фазе определяется окончательным выбором объекта на второй фазе.
3. Финальный контакт. На этой фазе человек устанавливает финальный контакт с выбранным объектом с целью удовлетворения потребности. На короткое время границы между человеком и выбранным объектом размываются. Например, в сфере межличностных отношений на смену четко идентифицированным “Я” и “Ты” в этой фазе приходит “Мы”.
4. Постконтакт. На фазе постконтакта чёткость границ возвращается, разворачивается процесс по ассимиляции нового (например, усвоения поступившего вещества, информации, полученного опыта). Каждое реальное действие, ассимилированный новый опыт всегда немного изменяет Self, только таким образом человек может поддерживать свою жизнеспособность в меняющейся среде. Постепенно фаза постконтакта переходит в преконтакт следующего цикла (Перлз, Ф., Гудмен, П., 2001).
Реализация функций Self, процесс контактирования может разворачиваться только в ситуации «здесь и сейчас», т.к. в определённый момент времени мы можем иметь дело только с тем, что образуется и происходит в текущей ситуации. Принцип «здесь и сейчас» рассматривается как единственно возможный по отношению к терапевтической ситуации как в холотропном дыхании, так и в гештальт-терапии.
Ещё раз обратимся к важности процессов ассимиляции опыта при интегрированной гештальт-терапии и холотропном дыхании. Посредством собирания в целостный гештальт феноменологически представленных элементов своего состояния клиент продвигается к осознанию потребностей, затем, к их удовлетворению на основании осознанного выбора. При этом сознавание осуществляется преимущественно “сверху вниз”, например, если человек без затруднений сознаёт и присваивает эмоцию, то телесный и физиологический паттерн выстраиваются беспрепятственно, можно сказать спонтанно. В случае «выпадения» эмоционального уровня наиболее эффективным в терапии оказывается переход на более низкий уровень, например, к телесным ощущениям, моторным проявлениям, физиологическим проявлениям и начинать «снизу вверх». Именно в таких терапевтических случаях (обычно достаточно сложных) наиболее эффективным на наш взгляд, оказывается направление клиентов гештальт-терапевта на холотропное дыхание.
Следующим методологическим принципом, общим для гештальт-терапии и холотропного дыхания, позволяющим их интегрировать, является феноменологический подход. Э. Гуссерль описывает феноменологию как рассмотрение вместо предметов, ценностей, целей и вспомогательных средств того субъективного опыта, в котором они “являются”. Опора в рассматриваемых нами психотерапевтических подходах делается на феномены человека, исследование его опыта при отказе от их интерпретации. Гештальт-подход фокусируется на том, как «здесь и сейчас» разворачиваются процессы человека, взамен анализа и интерпретации того, почему это происходит (как в психоанализе). В результате принятие ответственности за собственные процессы становится одним из терапевтических эффектов, и это тоже важнейший постулат гештальт-терапии.
Итак, в теории гештальт-терапии и холотропного дыхания можно выделить ряд теоретически близких положений, позволяющих сочетать эти методы: базовые закономерности экологии живых систем, процессуальность, целостность и ответственность, феноменологический подход.
Исторически так сложилось, что С. Гроф создавал и преподавал холотропное дыхание в Эсаленском институте одновременно с тем, как там вел свои программы Ф. Перлз. И многие люди после прохождения холотропного дыхания обращались к гештальт-терапевтам для интеграции переживаний. А так как гештальт-подход сущностно близок холотропному и имеет в своем арсенале большой набор необходимых техник, данное сочетание давало наиболее качественный результат. Кроме того, многие люди, находившиеся в процессе гештальт-терапии, отмечали, что участие в холотропном дыхании значительно интенсифицировало их психотерапевтический процесс.
Авторы данной статьи имеют более чем 10-летний опыт сочетания холотропного дыхания с гештальт-терапией в рамках клинической и общеразвивающей практики и пришли к выводу, что данные подходы находятся в едином психологическом пространстве, не имеют сущностных противоречий, не находятся в конкурентной зоне, и хорошо дополняют друг друга, так как ;позволяют сочетать как работу в измененном, так и в обычном состоянии сознания.
Список литературы
Гроф, С. (1994а) За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии – М.: АСТ. – 497с.
Гроф, С. (1994в) Области бессознательного: данные исследований ЛСД – М.: Изд-во Трансперсонального Института. – 156 с.
Гроф, С. (1995) Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования» – М.: Изд-во Трансперсонального Института. – 346 с.
Перлз, Ф., Гудмен, П. (2001) Теория гештальт-терапии – М.: Институт общегуманитарных исследований. – 384 с.
Робин, Ж.-М. (1996) Гештальт-терапия – М.: Эйдос. – 63 с.