Автор: Андрей Стёганцев
Отдельно хочу рассказать про свои взаимоотношения с Современными дыхательными психотехниками (Ребефинг, Холотроп и т.д.), которые по праву считаются одним из самых эффективных методов для современного человека. Для тех, кто не знает, современные дыхательные психотехники за счет особого типа дыхания позволяют человеку изменять состояние своего сознания, осознавая то, что обычно человеком не осознается, но при этом обуславливает его жизнь. (Кое-что про это можно почитать в статье «Духовная практика и повседневная жизнь».) И несколько лет дыхательные психотехники были для меня основной индивидуальной практикой.
Свой первый дыхательный процесс, я прошел в 1994 году на том самом семинаре «Охота за Силой». Это был Ребёфинг под руководством Юрия Рыжова. Я ничего не запомнил, но осталось общее впечатление, что «было здорово». Поэтому сразу после окончания семинара я записался и честно прошел курс из десяти занятий у Льва Белогородского. Именно у Левы я впервые в жизни испытал, что такое погружение в «бессознательное».
Это было 6-е занятие классического курса Ребёфинга. На предыдущих 5-ти занятиях у меня, как мне казалось, ничего толком не получалось. Во время обсуждения после дыхания все другие участники взахлеб рассказывали о своих переживаниях и открытиях, а я сидел как дурак, и рассказывать мне было вроде и не о чем: «Ну, дышал и дышал, а больше ничего не происходило». Но в этот раз произошло и даже очень!
Началось все с того, что у меня неожиданно возникла боль в копчике. Вроде лежал я так же, как в предыдущие пять раз, пол – тот же, коврик – тот же, дышу так же. И вдруг, нате вам – копчик! А боль все усиливалась и усиливалась. В какой-то момент мне стало так больно, что из глаз брызнули слезы. И тут я вспомнил совершенно забытый мною эпизод из моего детства.
А дело было так. Мы с мальчишками залезли на крышу соседнего дома. Лет мне было девять или десять. Крыша была такая остроконечная, крытая оцинкованным железом, серая и нагретая солнцем. Мы по ней радостно бегали и прыгали, а в какой-то момент я вдруг поскользнулся, не удержал равновесия и упал. Упал и со всего размаха ударился об острый конёк этой крыши тем самым копчиком. От боли и испуга я невольно расплакался, а мальчишки, естественно, стали надо мной смеяться. К боли добавился стыд и обида, от чего я зарыдал уже во весь голос. Я понимал, что навечно покрываю себя позором, но остановиться был уже не в силах…
Конечно, на следующий день все мои друзья об этом эпизоде благополучно забыли. Забыл и я. И совершенно не связывал с ним те боли в копчике, которые стали меня донимать где-то после армии. Врачи разводили руками – все вроде нормально. Я уже смирился – может что-то врожденное… Но во время этого сеанса Ребёфинга, перенесясь на двадцать с лишним лет в прошлое и став тем самым мальчишкой, который плакал на крыше от боли, обиды и стыда, я ясно понял, в чем была причина этих моих «фантомных» болей. Как ни странно, сразу после этого понимания боль начала резко стихать. Я успокоился, дыхание замедлилось, и из процесса я вышел в совершенно благостном состоянии. Опять же мне было о чем рассказать на проговоре! Курс закончился, жизнь моя продолжилась дальше… И только через несколько лет я вдруг понял, что мои боли полностью прошли. За прошедшие тринадцать лет мой копчик НИ РАЗУ меня не побеспокоил.
Такая вот история, которая, естественно, сподвигла меня на дальнейшее изучение Ребёфинга и других дыхательных психотехник. Тем более, что «удачные» процессы стали происходить у меня все чаще и чаще. Со временем я стал опытным «дыхальщиком». Много дышал у Сергея Всехсвятского – стал последним в истории МАСД (Международная ассоциация свободного дыхания), кто прошел полный курс «Дерева жизни» – серию семинаров по современным дыхательным психотехникам и трансформационной работе. Прошел тренинг у Леонарда Орра – создателя того самого Ребёфинга. Дышал у Гали Шибаевой, у Саши Гиршона, у Володи Майкова, у других русских инструкторов. Ездил на Международные Конференции по дыханию, где дышал у Дэна Брюлле и других западных ведущих. Побывал на семинаре Станислава Грофа – создателя ЛСД-терапии и Холотропного дыхания, «отца» современной трансперсональной психологии.
Но больше всего пользы я получил от прохождения базового дыхательного тренинга в Санкт-Петербургской школе Дыхания, созданной в рамках нашего же ЦГТ «Человек» еще в далеком 1992 году. Я проходил этот тренинг раз пятнадцать и еще раз пять был стажером. Первый свой дыхательный процесс провел где-то в 2000 году. А 2004 году на профессиональном тренинге «Монгольфьер» я официально стал сертифицированным инструктором по современным дыхательным психотехникам Европейской школы дыхания.
Мои основные профессиональные формы работы с дыханием – это проведение индивидуальных дыхательных сессий, базовый тренинг по современным дыхательным психотехникам, углубленный дыхательный тренинг «Второе дыхание», дыхательные клубы. Кроме этого я использую дыхательные психотехники в преподавании боевых искусств и при проведении других семинаров и тренингов. Продолжаю работать с дыханием и сам. Пожалуй, самые глубокие мои трансперсональные состояния были именно во время дыхательных сессий. В последнее время использую и задержки дыхания. Недавно поставил свой личный рекорд – 7,5 минут на вдохе. Можно сказать, начинают открываться сидхи – чудесные способности.
(из статьи “Путь психологии”, 2008)