Свободное Дыхание это раздел трансперсональной психологии имеющий исследовательское, созидающее и терапевтическое направления. Опирается на два основных понятия – Свобода, как принятие на себя ответственности за собственные психические процессы, и Дыхание, психотехники, связанные с необычными типами дыхания для достижения трансовых состояний.
Свободное Дыхание это раздел трансперсональной психологии имеющий исследовательское, созидающее и терапевтическое направления. Опирается на два основных понятия – Свобода, как принятие на себя ответственности за собственные психические процессы, и Дыхание, психотехники, связанные с необычными типами дыхания для достижения трансовых состояний.
Разница между большинством методов психотерапии и работой в Свободном Дыхании, заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется ведущими. Процессы Свободного Дыхания проходят при полном сознании и полностью контролируются клиентом. Вы полностью помните всё происходившее с Вами в процессе и сможете потом проанализировать или обсудить свои переживания. В любой момент Вы можете ускорить или замедлить процесс, выйти из него или развернуть в другом направлении. Семинар надёжное и безопасное место для выражения уязвимых чувств и проведения внутреннего исследования. Условия семинара обеспечивают полную конфиденциальность происходящего, а ведущие обеспечивают физическую безопасность
Существует множество людей- которые чувствуют, что Свободное Дыхание не подходит к ним или несвоевременно. Это согласуется с нашим представлением о том, что нужно уважать процесс человека, и мы не говорим, что мы лучше знаем, что им следует делать.
“Дыхание – это мост между внутренним и внешним.”
ОШО
Во второй половине XX века многие терапевты и исследователи начали активно обращать своё внимание на значительный терапевтический и трансформирующий потенциал необычных (психоделических) состояний сознания, действующих как неспецифические катализаторы и усилители бессознательных процессов.
Повышая энергетический уровень психики, они обнажают её глубинное содержание и внутреннюю динамику. Систематические исследования теоретических и практических аспектов этих состояний стали проводиться с 60-х годов. В современных лабораторных условиях подобные состояния сознания вызываются различными формами биологической обратной связи, сеансы сенсорной изоляции, использование визуальной или акустической перегрузки, лишением сна или его быстрой фазы, использование кинестетических средств типа “вращающейся кушетки”, электронная или акустическая стимуляция мозга и тд.
Однако необычные состояния сознания отнюдь не открытие современной науки. Если мы обратимся к истории, антропологии, религии, то мы увидим, что подобные состояния сознания уже не одно тысячелетие практикуются в мистериях смерти и возрождения, посвящениях и ритуалах перехода, действиях шаманов и других целителей, духовных практиках различных религиозных и мистических традиций и других подобных феноменов различных культур.
Необычные состояния сознания являются центральными для мистических течений традиционных религий: Суфизм (Ислам), Йога (Индуизм), Дзен (Буддизм), Христианский мистицизм, Кабала (Иудейский мистицизм). Там необычные состояния сознания достигались либо употреблением священных психоделических растений (этот аспект подробно исследован современной ЛСД-терапией), либо мощными немедикаментозными техниками, в которых разнообразными способами сочетаются управление дыханием, пение, ритм барабанного боя, монотонные движения танца, сенсорная перегрузка, социальная и сенсорная изоляция, пост, лишение сна и тд. Исследование антропологами культур последних пяти столетий (которые представляют более 50% всех мировых культур) показало, что 90% из них имели некоторые институциализированные формы необычных состояний сознания.
В 60-е годы нашего столетия появилась потребность перехода от работы с препаратами типа ЛСД (в связи с запрещением во многих странах) к безопасным управляемым методикам не вызывающим зависимости, но оказывающим такое же влияние на психику. Свободное Дыхание родилось в последние 30-40 лет на основе Голотропного Дыхания (Grof C. 1985-88), Ребёфинга (Orr L. and Ray S. 1977) и впитало в себя их методы, неорайхианские методики, учение об архетипах Юнга и многое другие. В процессе роста Свободное Дыхание вышло за рамки отдельной технологии и превратилось в большой раздел современной психологии, объединяющий многие методики. В виду специфики развития психологии в нашей стране (недостаток специальной информации и образования восполняемый личным опытом и огромное количество противоречивых сведений) Свободное Дыхание в России имеет довольно аморфный и не сформировавшийся для психотерапевтической школы вид. Нами проделана работа по структуризации данной методики и наполнении её психотехниками и мировоззренческой концепцией.
Эффекты Свободного Дыхания
1 Физико-физиологический эффект
Физико-физиологический эффект связан с гипервентиляцией и активной деятельностью дыхательной мускулатуры. Мощное насыщение крови кислородом наряду с востребованием большого количества энергии для работы дыхательной мускулатуры и движения приводит к образованию эффекта “домны”, в которой перегорают шлаки. 70% очистки организма осуществляется через дыхание, поэтому его активизация приводит к значительной очистке организма. Насыщение крови кислородом и вымывание углекислого газа приводят к алкалозу. Алкалоз наряду с мощной работой дыхательной мускулатуры приводят к сдвигам К-Са-Nа баланса крови. Физические изменения оказывают значительное влияние на переход психики в необычное состояние.
Необходимо отметить, что процессы СД являются мощным стрессором и оказывают на организм закаливающее воздействие.
2 Энергетический эффект
В результате вышеописанных эффектов происходит мощная активизация энерговыработки организма. Потоки энергии просто вымывают и пробивают существующие энергоблоки. Происходит энергетическая промывка организма.
Кроме физиологического источника энергии, мощный выброс дают вскрытые и разряжаемые матрицы и работа на уровне архетипа, увеличивающая приток энергии из потока.
3 Психический эффект
3.1 Опыт
Многие люди впервые могут прочувствовать на себе, что существует мир, не ограниченный физическими рамками, и что человек представляет собой нечто большее, чем физическое тело. Прорыв этого мира настолько силен, что может убедить любого скептика и закрывать глаза на его существование далее становится невозможным.
3.2 Навыки
Второй эффект связан с приобретением уверенности и навыков в управлении своими психическими процессами.
1.3 Разрядка матриц
В процессах СД ослабляется разделение сознания на отдельные части и соответственно ослабляются механизмы психической защиты, в результате чего сильное напряжение самопроизвольно сбрасывается. Сброшенное напряжение поглощается физическим действием (особенно чётко выражен этот аспект в работе с телом в Голотропном Дыхании).
3.4 Катарсис
Мощные катарсические процессы приводят к значительному облегчению внутреннего напряжения.
3.5 Доступность информации и жизненного опыта
Снятие или ослабление психической защиты с приобретением навыка управления психическими процессами позволяют получить опыт и информацию, которые раньше были недоступны из-за блокировок. Ведь информация воспроизводится только в том состоянии сознания, в котором она была записана. Происходит улучшение памяти за счёт более лёгкого доступа в разные участки сознания.
3.6 Расширение архетипальной узости
В процессах СД дельта-активность головного мозга повышается в 4 раза, а тета-активность в 1,5 раз (3). Активизация дельта-уровня приводят к значительному улучшению энергетического снабжения уровня личности и интеллекта.
3.7 Увеличение мощности осознания
Процессы СД приводят к увеличению мощности осознания (в классической терминологии – расширение сознания). Это приводит к увеличению жизненного опыта и информации одновременно активной и доступной для работы. Соответственно увеличивается гибкость и вариативность психических процессов. В максимальном варианте, человеку доступен весь его жизненный опыт одновременно и на всех уровнях сознания плюс свободный доступ в поток на уровне your self и всего мира.
3.8 Перезапись содержимого психических матриц
Для того чтобы глубинные программы психики стали доступны для манипуляций, необходимо, чтобы суммарная мощность психо-физиолого-эмоционального состояния и осознания была хотя бы равна таковой в них. Мощное психо-физиолого-эмоциональное состояние достигается дыхательным процессом, а осознание взрослого человека усиливается специально составленной программой психотренинга, наложенной на дыхательный процесс. Человек как бы возвращается в прошлое и заново переживает ситуацию, сформировавшую данный блок. Происходит формирование новой личностной истории. Первые методики СД – ребёфинг и Голотропное Дыхание мало использовали этот аспект работы, но сейчас ему уделяется всё больше внимания.
Доступ к психическим проблемам возможно получить также в процессе составления матричного досье или различных психотерапевтических методик, использующих тренинги. Однако в этом случае для эффективной работы не хватает мощности психо-физиолого-эмоционального состояния, обеспечиваемого процессом СД.
3.9 Психическая интеграция
Информация, навыки и свойства сплавляются в единую систему личности человека и приобретают только ему присущую индивидуальность.
Сравнительная характеристика Свободного Дыхания
с другими психотерапевтическими методиками
1 Широта охвата слоёв сознания
Практически все современные психотерапевтические методики направленно действуют на один слой сознания. В других слоях их методы и концепции не эффективны. В отличие от них СД прекрасно работает в любых слоях сознания, а концепция описывает все уровни психики. Поэтому не возникает затруднений при перемещении из слоя в слой или если проблема затрагивает сразу несколько слоёв сознания.
2 Вторичность роли терапевта в СД
В СД человек сам прорабатывает себя, а терапевт лишь помогает ему, создавая декорации для спектакля клиента. Даже слово пациент здесь не правомочно. Поэтому здесь невозможны искажения, как правило присутствующие в любой другой психотерапевтической методике:
– терапевт загоняет клиента и его процесс в рамки теории и методов его школы. В случае несоответствия терапевт либо ничего не может сделать, либо ещё больше ограничивает пациента своими рамками;
– терапевт накладывает на процесс и клиента отпечаток собственной личности: свои проблемы, эмоции, настроение, он просто обходит проблемы клиента, аналогичные собственным;
– терапевт предлагает свой или предусмотренный школой вариант решения проблемы, который другой человек часто не может осуществить;
– терапевт ведёт человека в его развитии туда, куда сам считает нужным. Представьте, какова вероятность того, что этот путь совпадёт с собственным путём человека;
– обратная связь в обычных методиках или равна нулю или мала и подвергается сильным искажениям при передаче информации. В СД человек осуществляет обратную связь сам с собой (более идеальный вариант придумать невозможно), и его процесс коррекции или развития ежесекундно исправляется и дополняется в соответствии с происходящими изменениями;
– терапевт берёт на себя полную ответственность за процесс и результат, а клиент ждёт блюдечка с золотой каёмочкой. При этом все произошедшие изменения принадлежат не пациенту, а терапевту. Человеку же принадлежит только то, что он сделал сам.
3 Возможность самостоятельной работы
В начале работы СД человеку хорошо начинать в группе или с опытным руководителем. Однако после приобретения некоторого опыта человек прекрасно может большинство методик осуществлять самостоятельно. При последующей проработке для процесса уже не обязательно наличие дыхания, настолько протоптана тропка в необычные состояния сознания, и осуществлять процесс уже можно в транспорте, на работе и тд. Далее СД становится уже образом жизни и процесс осуществляется уже ежесекундно независимо от человека. До этого этапа человек работал на метод, теперь метод начинает работать на человека.
С.В.Васильев; Ивановская государственная медицинская академия – Иваново, 1996. – с. ISBN 5-89085-010-5»)