Психотерапевтические аспекты применения холотропного дыхания

 

Емельяненко Владимир.; Александра Емельяненко.

Психотерапия – это уникальный феномен, который приобрел огромную значимость в современном мире. Она появилась в рамках медицины как ответ на признание влияния психики на здоровье человека, и на начальных этапах была направлена на устранение различных психологических и психосоматических симптомов. Однако очень скоро психотерапия далеко вышла за рамки медицинской модели. Это произошло благодаря исследованиям таких известных ученых как З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, В. Райх, К. Хорни, Э. Фром, А. Маслоу, С. Гроф и др. Благодаря их трудам, значительно расширилось представление о природе сознания, структуре личности, и как следствие, целей и методов психотерапевтической работы. Акцент сместился от понимания биологической детерминированности психических процессов к целостному, био-психо-социо-духовному восприятию человека, от устранения симптомов заболевания к глубокому самопознанию и реализации внутреннего потенциала. Современная психотерапия включает множество методов, начиная от поведенческих тренингов до арт-терапии и танцевально-двигательной терапии.

Сегодня психотерапевт - это не столько эксперт, сколько сопереживающий попутчик, сопровождающий человека в процессе его самопознания (И.Ялом, «Дар психотерапии», М.: Эксмо, 2009, с.27). И, хотя в ряде стран, включая Россию, формально психотерапией могут заниматься люди, получившие высшее медицинское образование, по факту это не соответствует действительности. Реальное образование, которое получают медики, недостаточно для работы психотерапевта, а зачастую даже может препятствовать целостному пониманию психических процессов, так как в основном  фиксировано на изучении физиологических, а не психологических аспектах человека. Еще З.Фрейд писал в своей работе «К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним»: «врач получил в медицинском учреждении образование, которое в общем-то противоположно тому, что потребовалось бы ему в качестве подготовки к психоанализу. Его внимание было направлено на объективно устанавливаемые анатомические, физические, химические факты… К душевной стороне феноменов жизни интерес не пробуждается, изучение высших психических проявлений к медицине никакого отношения не имеет» (Фрейд З. К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним. // Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М.: СТД, 2008. С. 275.).

Сегодня для подготовки психотерапевта требуется не только знание физиологии, но и психологии, философии, мифологии, антропологии и самое главное опыт собственного самопознания в рамках практикуемой им школы, необходимый для того, чтобы по-настоящему сопровождать человека в его переживаниях. На сегодняшний день не существует единой теории сознания, личности и психотерапии. Каждая школа постулирует свое видение человеческой природы и предлагает свои методы помощи в решении психологических проблем. Однако прогресс психотерапии связан в первую очередь с интегративным подходом, основанным на создании общего профессионального поля психотерапии, синтезе концепций и технических приемов, формировании общих этических принципов и стандартов подготовки специалистов. На наш взгляд, в качестве отправной точки для интегративного процесса можно взять определение психотерапии, которое предложила Европейская ассоциация психотерапии в рамках Страсбургской декларации:

1.    Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;

2.    Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;

3.    Гарантированным является разнообразие терапевтических методов;

4.    Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других методах;

5.    Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Европейская психотерапевтическая ассоциация (EAP). Страсбург, 21 октября 1990 года (http://www.europsyche.org/eap/information.asp).

В рамки этого определения укладываются различные школы и методы, что дает возможность им находить грани соприкосновения и интеграции.

Метод холотропного дыхания был разработан Станиславом и Кристиной Гроф на основании многолетнего исследования переживаний людей в необычных состояниях сознания и обнаружения их мощного терапевтического потенциала (С. Гроф, «Психология будущего: Уроки современных исследований сознания, М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2001, с.21). В основании метода лежит серьезная теоретическая база, укладывающаяся в парадигму трансперсональной психологии. С. Гроф предложил холотропный подход к терапии, который является интегративным, и, опираясь не на теорию, а на практику и феноменологию, синтезирует взгляды психодинамической, гуманистической и трансперсональной школ психологии и психотерапии. На сегодняшний день метод холотропного дыхания имеет детально разработанную методологию и целостную систему подготовки специалистов, которая реализуется в рамках учебных программ Трансперсонального Тренинга Грофа. За время использования холотропного дыхания сертифицированными специалистами накоплен большой практический опыт, доказывающий его безопасность и высокую эффективность  как метода глубинного самоисследования и психотерапии. На наш взгляд, понятия личностного роста, самоисследования и психотерапии являются тождественными, так как именно самоисследование, ведущее к большей целостности, является ключевым фактором, определяющим сущность любого психотерапевтического процесса. Вне зависимости от первичного запроса, будь то желание человека избавиться от невротических симптомов, освободиться от зависимости, наладить межличностные отношения, реализовать творческий потенциал или найти свое место в жизни, путь лежит через постепенное самораскрытие и принятие глубинных аспектов бытия. Все перечисленные запросы в своей основе имеют базовую потребность в самоактуализации и стремлении к целостности, что определяет качество жизни человека и обосновывает холотропную стратегию любого психотерапевтического сопровождения (С. Гроф, «Путешествие в поисках себя», М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994г., с.253).

Исходя из этого, на наш взгляд очень важным является интеграция холотропного подхода и в частности метода холотропного дыхания в общее поле современной психотерапии. Такая интеграция может послужить значительному расширению и углублению понимания процесса психотерапевтической помощи в целом, повышению уровня социального и профессионального доверия методу холотропного дыхания и созданию интегративных моделей психотерапевтического сопровождения, включающих сочетание различных методов в структуре единого процесса психологической помощи человеку на пути внутреннего самопознания. Условием для такой интеграции является поддержание высоких профессиональных стандартов практиками холотропного дыхания, соблюдение единых этических норм, принятых международными психотерапевтическими сообществами, грамотное и квалифицированное информирование профессионального психотерапевтического сообщества о сущности холотропного подхода и результатах применения холотропного дыхания, а также активного взаимодействия со специалистами других направлений психотерапии. Кроме того, холотропное дыхание, оставаясь в поле светской психологической среды, базирующейся в первую очередь на научном подходе, позволяет соприкоснуться с непосредственными духовными переживаниями, тем самым открывая и/или обогащая это глубинное измерение человеческой природы, без учета которого, на наш взгляд, невозможно обеспечить полноценное сопровождение человека в процессе внутреннего развития (С. Гроф, «Психология будущего: Уроки современных исследований сознания, М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2001, с.259).

У нас есть двенадцатилетний опыт применения холотропного дыхания в психотерапевтической практике, и за это время мы убедились в его высоком терапевтическом потенциале и эффективности. Мы использовали холотропное дыхание как монометод, либо в сочетании с индивидуальной психотерапией в экзистенциально-гуманистическом подходе, гештальт-терапией, групповой психотерапией, а также практикой цигун и дзен-медитацией. За время использования метода холотропного дыхания через него прошли 2098 человек. Их условно можно разделить на несколько клиентских групп. К первой группе относятся зависимые состояния: алкоголизм. наркомания, игровая зависимость 647 человек. Ко второй группе невротические расстройства 72 человека. К третьей группе психосоматические расстройства: 231 человек. К четвертой группе отнесены люди с проблемами в межличностных отношениях, включая проблемы брака и женско-мужские отношения: 574 человек. К пятой группе мы отнесли людей с запросом на преодоление экзистенциально-духовного кризиса, самопознание и личностный рост 658 человек. Надо отметить условность разделения клиентов на эти группы, так как в процессе терапии запрос мог меняться, и в итоге практически всегда, если человек оставался в процессе терапии более года, сводился к вопросам личностного роста и самопознания.

В первой группе, относящейся к зависимым состояниям, холотропное дыхание как монометод оказался неэффективным, более того, даже приводил к ухудшению состояния, так как приводил к усилению злоупотребления интоксикантами, либо срыву на фоне непродолжительного воздержания. Однако, холотропное дыхание показало свою высокую эффективность в сочетании с работой по программе 12 шагов. На базе реабилитационного отделения ростовского психоневрологического диспансера и клиники психотерапии «Дом у Дороги» мы апробировали различные схемы реабилитации для химически зависимых, но именно сочетание с 12 шаговой программой позволило добиться максимального эффекта. В качестве оценки эффективности учитывались процесс прохождения реабилитационной программы, длительность и качество ремиссии. Большинство пациентов, в структуру терапии которых не входил метод холотропного дыхания, демонстрировали высокий уровень сопротивления прохождению программы, например идеи капитуляции первого шага, жаловались на непонимание «Высшей Силы», духовных принципов программы, идеи «препоручения» третьего шага, чаще ограничиваясь рациональными, а то и вовсе формальными объяснениями. В отличие от них, большая часть пациентов, которые использовали в своей программе выздоровления «холотропное дыхание», отмечали неожиданные интуитивные прозрения, связанные с аналогией «капитуляции» и смерти «старого Я», глубокое проникновение в идею Высшей Силы с нахождением неформальных доказательств ее присутствия в жизни, отмечая большое количество синхронностей и связей в повседневной жизни с переживаниями в холотропных состояниях сознания, дающих доступ к проживанию духовных измерений. Кроме того, при использовании метода «холотропного дыхания», быстро достигалась хорошая терапевтическая атмосфера доверия и взаимной поддержки среди пациентов, большей готовности к внутреннему исследованию, уменьшались защитные формы реагирования, наблюдалась большая укорененность в настоящем моменте, укреплялась мотивация на продолжение выздоровления. Роль персонала при подобной схеме работы заключалась не столько в моделировании процесса выздоровления, сколько в следовании и поддержании естественного процесса трансформации, демонстрируемого самими пациентами, что превращало взаимодействие пациентов и персонала в увлекательное путешествие, полное неожиданных открытий. По данным сравнительной статистики длительности ремиссии у наших выпускников за 10 лет видно, что эффективность реабилитации значительно повышается при использовании в схеме терапии метода «холотропного дыхания», что делает обоснованным его активное включение в структуру духовно-ориентированных реабилитационных программ. Без использования холотропного дыхания трезвость выше 12 месяцев наблюдалась у 18% пациентов, с использованием холотропного дыхания – 36%.

При оценке качества ремиссии учитывались: способность к ресоциализации, включая начало или продолжение учебы в высших учебных заведениях, работу, заработок, степень субъективной удовлетворенности жизнью, способность к установлению устойчивых межличностных взаимоотношений, создание и сохранение семьи, ориентация на продолжение глубинного самоисследования, социальный  и личностный рост. Проводимые обследования выявили более выраженное снижение уровня тревожности по тесту Спилбергера, снижение показателей по шкале депрессии, снижение агрессивности по тесту Басса-Дарки в группе реабилитантов регулярно практикующих холотропное дыхание в сочетании с работой по шагам, по сравнению с контрольной группой.

Во второй группе, включающей невротические расстройства, наиболее эффективной на наш взгляд, оказалась схема, сочетающая регулярную длительную (не менее года) практику холотропного дыхания и индивидуальную психотерапию. Частота холотропных сессий варьировала от 2 до 4 сессий в месяц. Сочетался как индивидуальный, так и групповой формат холотропных сессий. Индивидуальная психотерапия заключалась в поддержке доверия к процессу внутренней трансформации и помощь в интеграции глубинных переживаний. Наиболее устойчивыми к терапевтическому процессу оказались навязчивые состояния. В целом в этой группе отмечалась большая потребность в поддержке со стороны терапевта. По сравнению с контрольной группой, где не использовался метод холотропного дыхания, мы наблюдали ускорение терапевтического процесса, проявляющегося в исчезновении невротической симптоматики и смещения запроса в область экзистенциальных переживаний и личностного роста.

В четвертой группе с нарушением межличностных отношений холотропное дыхание хорошо сочеталось с работой в динамической терапевтической группе. Таким образом, глубокий «вертикальный» опыт, полученный в холотропных сессиях, мог быть эффективно интегрирован и безопасно апробирован клиентом в условиях «горизонтального» группового взаимодействия. Групповая психотерапия проходила один раз в неделю. При этом частота участия в холотропном дыхании была различна и регулировалась клиентом в соответствии с внутренней потребностью. Предпочтение отдавалось групповому формату проведения холотропного дыхания. Клиенты, сочетавшие в своей работе холотропное дыхание с участием в психотерапевтической группе, демонстрировали в сравнении с другими участниками группы, которые не участвовали в холотропном дыхании, большую степень доверия и открытости, лучшее понимание своих границ, готовность к сотрудничеству.

В третьей и пятой группе, включающих психосоматические расстройства, духовно-экзистенциальный кризис и запрос на самоисследование и личностный рост, холотропное дыхание продемонстрировало свою эффективность как монометод. Надо отметить, что психосоматические симптомы нередко исчезали после 2-4 сессий холотропного дыхания и запрос клиента смещался в сторону продолжения самоисследования и личностного роста. Клиенты, запрос которых изначально касался преодоления жизненных кризисов и личностного роста, демонстрировали большую автономность и меньшую потребность в поддержке между участием в сессиях холотропного дыхания. В пятой группе в большей степени проявился высокий интерес к духовным практиками и методам самосовершенствования таким как йога и цигун. Однако, в случае запроса клиента, всем участникам холотропного дыхания предоставлялась возможность пользоваться другими методами психотерапевтического сопровождения.

Из осложнений применения метода холотропного дыхания можно отметить два случая, когда клиенты скрыли факт наличия у себя эндогенного расстройства и пришли на групповую работу в холотропном дыхание с запросом на личностный рост. В обоих случаях наблюдалось обострение психотической симптоматики, повлекшее необходимость медикаментозной коррекции. В течение всего процесса лечения мы поддерживали связь с клиентами и лечащим врачом с целью помощи в проведении дифференциальной диагностики и поддержке клиентов. Это лишний раз подчеркивает значимость внимательного проведения первичного интервьюирования, однако не исключает ответственности клиента за сокрытие информации о своем здоровье. Других психологических и соматических осложнений в процессе практики холотропного дыхания, нами не наблюдалось.

Кроме того, мы отметили для себя эффективность участия в супервизорских группах, не только с практиками холотропного дыхания, но и с представителями других направлений психотерапии. В частности многолетние участие в супервизорской программе, организованной институтом психотерапии и консультирования "Гармония"(Санкт-Петербург), в которой принимали участие практики гештальт-терапии, юнгианской аналитической терапии и др, в значительной степени позволило расширить собственные границы понимания психотерапии, выработать единые этические критерии психологической помощи, наладить взаимодействие со специалистами и повысить уровень доверия к холотропному дыханию в профессиональном сообществе.

В завершении можно отметить, что исходя из нашего опыта, холотропное дыхание является мощным и безопасным методом глубинного самоисследования, эффективным при психотерапии зависимых состояний, невротических и психосоматических расстройств, проблем в коммуникативной сфере, а также при помощи людям в преодолении жизненных кризисов и устранении препятствий для личностного роста. Он занимает свое место в общем поле современной психотерапии и может быть рекомендован как для самостоятельного использования, так и в сочетании с другими психотерапевтическими методами. Для психотерапевтической работы в  методе холотропного дыхания недостаточно получения высшего медицинского или психологического образования, но требуется полноценное обучение в рамках программы Трансперсонального Тренинга Грофа, включающего собственный опыт глубинного самоисследования, теорию и практику с супервизией. Зона роста для метода практиков холотропного дыхания лежит в дальнейшем активном взаимодействии с представителями других направлений психотерапии и внутреннего самоисследования.

Список литературы.

1.    http://www.europsyche.org/eap/information.asp

2.    Гроф С., «Психология будущего: Уроки современных исследований сознания, М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2001, 476с.

3.    Гроф С., «Путешествие в поисках себя», М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994г., 342c.

4.    Фрейд З. К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним. // Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М.: СТД, 2008. С. 275.

5.    Ялом И., «Дар психотерапии», М.: Эксмо, 2009, 352с.

 

 http://holotropka.ru/node/352

Автор: