Загружаем...

Главное меню

Календарь

Загружаем...

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
30
31

Подписаться на рассылку

МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ЭВОЛЮЦИОННО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ (часть первая)

 

Развитие психотерапии за последние годы привело к появлению большого числа “ориентированных” терапий: телесно-ориентированная психотерапия, терапия, “ориентированная на процесс”, А. Миндела, терапия, “центрированная на клиенте”, и т. д. При всем многообразии разработанных техник и подходов большинство ветвей психотерапии достаточно невнятно отвечают на вопрос о начальной и конечной точке терапевтического процесса. Обычным критерием ответа на этот вопрос является степень адекватности клиента социуму. То есть сигналом для начала терапевтической работы является определенный уровень неадекватности, а моментом окончания – возвращение клиента в рамки социальной адекватности. Использование этого критерия встречает все большие возражения даже внутри самой психотерапии (примером может служить понятие “духовный кризис”, которое Станислав Гроф пытается ввести в психотерапевтическую ткань как альтернативу понятию “душев-ная болезнь”). Эти возражения можно суммировать следующим образом:

1. Становится все труднее воспринимать состояние общественно-го сознания как “норму”, как точку отсчета для индивидов. Обще социальные болезни выглядят все более острыми, и состояние социума в целом уже можно оценить как “неадекватное”.

2. Относительно единое в прошлом пространство общественного сознания становится все более маргинальным и раздробленным, тем самым еще более затрудняя выбор некоей “нормы”.

3. Пожалуй, основным возражением является то, что ни личное, ни общественное сознание нельзя рассматривать, как нечто статичное – они являются непрерывно эволюционирующими структурами. История дает нам много примеров, когда нечто, воспринимаемое социальным сознанием как отклонение и ересь, через короткое время становится нормой – достаточно вспомнить пример Галилея.

4. Скорость протекания социальных процессов в двадцатом веке возросла, и если раньше при выборе точки “нормы” эволюционной динамикой можно было пренебречь, то сейчас это невозможно.

Задачей настоящей статьи является описание принципов построения терапевтической модели и метода, учитывающих данные возражения, то есть в некотором смысле описание “эволюционно-ориентированной” психотерапии. Естественно, что масштаб статьи позволит представить только самые основные принципы, и изло-женный в ней материал является скорее приглашением к диалогу для всех тех, кто интересуется общими вопросами эволюции сознания и воплощением эволюционных подходов в терапевтической практике.

Основным принципом эволюционно-ориентированной психо-терапии является то, что, по аналогии с “презумпцией невиновности”, можно назвать “презумпцией эволюционности”: каким бы странным, болезненным и “ненормальным” нам ни казалось состояние сознания клиента, его необходимо рассматривать как имеющее априорную эволюционную ценность, как этап процесса развития индивида, в свою очередь являющийся частью эволюции всего человечества.

Выбор способа описания

Чтобы этот принцип не остался пустым лозунгом, большая часть статьи будет посвящена описанию основных тенденций эволюции индивидуального сознания и структурной эволюции общечеловеческого сознания. После построения основных моделей будут изложены методологические подходы, вытекающие из этих моделей, то есть методология, учитывающая эволюционную изменчи-вость сознания.

Для описания процесса эволюции сознания мы будем использовать четыре шкалы.

1. Шкала изменений состояния индивидуального сознания. От момента зачатия до момента смерти каждый человек проходит определенную последовательность разнообразных состояний сознания, в которой, при всех индивидуальных особенностях, можно выделить динамические инварианты (то есть параметры, зависимые от времени, но общие для большинства людей).

2. Шкала изменений состояния социального сознания. Аналогично предыдущей шкале, и в динамике социального сознания можно выделить инвариантные параметры, общие для различных культур и народов.

3. Энцефалографическая шкала. Ни в коем случае не редуцируя сознание к деятельности мозга, мы, тем не менее, можем заметить очень интересные связи между развитием и усложнением волновой картины мозга, с одной стороны, и динамикой соответствующих состояний сознания, с другой.

4. Шкала языков сознания. Каждому этапу эволюции как индивидуального, так и социального сознания соответствует вполне определенный набор языков, которыми сознание пользуется для внутренней (между состояниями сознания) и внешней (между индивидами) коммуникации.

Использование всех четырех шкал одновременно позволит нам построить целостное многомерное описание эволюции сознания в его онтогенетическом (развитие отдельного человека) и филогенетическом (эволюция всего человечества) аспектах.

Еще одной задачей, которую выбранный способ описания позволит нам решить, является максимально полное и детальное описание точки эволюционного развития, в которой человечество находится в настоящее время, а также оценка эволюционных перспектив.

Первая эволюционная пара:

тенденция к фрагментации и тенденция к интеграции

Дерево Жизни: ветвление сознания

Мы будем описывать фазы развития сознания через выявление эволюционных сил, играющих на этих фазах ключевую роль. Для первой фазы – формирования структуры сознания этими силами являются тенденция к фрагментации, то есть к формированию отдельных состояний сознания, и тенденция к интеграции этих состояний.

Если попытаться выделить основное различие между структурами сознания ребенка и взрослого человека, то, скорее всего мы придем к следующему: – сознание взрослого раздроблено на множество состояний, и все проявления, реакции, способности и т.д. в таком сознании являются “зависимыми от состояния” вплоть до того, что ту информацию, которую мы воспринимаем, когда нам грустно, нам легче вспомнить, грустя, а то, что мы узнали, будучи веселыми, нам легче вспомнить веселясь; – сознание ребенка, напротив, можно описать как “состояние без состояний” или как голографическое нефрагментированное сознание.

Естественно, что фрагментация сознания не возникает внезапно, – это есть непрерывный и, за редким исключением, плавный процесс, в котором можно выделить ряд этапов. Эти этапы очень интересно коррелируют с появлением новых частотных диапазонов в волновой динамике головного мозга.

1 этап. Время единства. Этот этап продолжается первые (считая от зачатия) два года жизни и соответствует преобладанию дельта-активности на энцефалограмме. В это время разделение сознания минимально – настолько мало, что им можно пренебречь. Целостное сознание ребенка воспринимает мир как единый поток, не разделяя его на отдельные элементы.

2 этап. Время выделения качеств. Временные рамки этого этапа таковы: 2 года – 5-7 лет. Он соответствует появлению и преобладанию тета-активности на энцефалограмме. Ребенок учится выделять и узнавать в потоке жизни различные архетипические качества, причем само состояние целостности и единства пока не исчезает. Не изолируя отдельные детали мира, ребенок тем не менее начинает отличать качество женского от мужского, качество силы от слабости и т.д.

3 этап. Время детального структурирования. Между 5-7 годами и периодом пубертации происходит дальнейшее нарастание фрагментации сознания, чему соответствует появление и преобладание альфа- и бета-активности на энцефалограмме. Постепенно ребенок переносит свое внимание от качеств жизни к деталям формы. Создается и совершенствуется аппарат понятий и категорий, абстрактное мышление. Каждый кусочек жизни выделяется и получает в соответствие определенное понятие и имя. В результате этого процесса мы все больше и больше уходим от изначального единого нерасчлененного восприятия жизни и сосредоточиваемся на ее частях – фрагментах, тем самым, формируя область структурированного сознания.

Во время периода пубертации заканчивается процесс формирования структуры индивидуального сознания. Многие параметры и функции будут меняться впоследствии, но, с точки зрения структуры, сознание взрослого человека и сознание подростка изоморфно. Эту структуру можно изобразить следующим образом:  

астотный

диапазон

структура состояний

сознания

слои сознания

время формирования

 

5-7 лет -период пубертации

область структурирован- ных деталей формы

2 года – 5-7 лет

область архетипических качеств

зачатие – 2 года

область единства

 

 

Рис. 1

 

К этой таблице необходимо сделать ряд замечаний:

Замечание 1. Все временные и качественные границы (кроме границы периода пубертации, которая достаточно четко выделена по времени и по качественным изменениям) являются плавными и нечеткими. Это, впрочем, не мешает выделению эволюционных этапов.

Замечание 2. Разделенность сознания присутствует даже на самом глубоком уровне, хотя границы между состояниями становятся хорошо определенными только в структурированной области.

Замечание 3. То, что мы видим на схеме рис. 1, является одновременно и частотно-фазовой разверткой энцефалограммы.

До сих пор мы использовали первую и третью шкалы описания. Для создания многомерной картины сейчас нам нужно подключить к этим шкалам вторую (филогенетический аспект эволюции) и четвертую (эволюция языков сознания). Формирование слоев сознания при развитии социального сознания происходило очень сходно с разобранным ранее онтогенетическим процессом. Другое было бы странно, поскольку широко известный в биологии закон – “онтогенез повторяет филогенез” – не ограничен чисто биологической эволюцией, а остается справедливым и для развития структуры сознания. Нам необходимо только найти соответствие между временными и качественными границами этапов онтогенеза и филогенеза. Первый этап, этап единства, который в онтогенетическом процессе занимает два года, в процессе филогенетическом пришелся на миллионы лет биологической эволюции. Он закончился с появлением первых рисунков на стенах пещер и формированием образного мифологического восприятия в человеческом сообществе, т. е. при-близительно 50-100 тысяч лет назад (снова отметим условный, чисто качественный характер временных границ). Второй этап, выделения качеств, длился несколько десятков тысяч лет и закончился появлением первой зачаточной письменности (то есть знакового, а не образного описания реальности) примерно 7-10 тысяч лет назад. Третий этап, детальное структурирование реальности, продолжался последние несколько тысяч лет и закончился в двадцатом веке. Со структурной точки зрения последние сто лет филогенетичес-кого процесса эквивалентны периоду пубертации в процессе онтоге-нетическом. Это утверждение будет обосновано немного позднее. Структурная схема на рис. 1 показывает, что выделение отдельных состояний сознания происходит не столько через процесс дробления целого на части, сколько через процесс ветвления, а сама структура сознания напоминает дерево. В древнем мифологиче-ском описании мира этот факт человечеству был известен очень давно. Он воплощался через архетипический образ Дерева Жизни, в той или иной форме присутствующий во всех культурах.

Языки сознания: разговор между ветвями

Стремление сознания к фрагментации привело бы к полному эволюционному хаосу и к невозможности социальной организации, если бы не сопутствующее ему стремление к интеграции разветвившихся состояний. Чем жестче и четче выделены границы между состояниями и чем многообразнее калейдоскоп этих состояний, тем более важной становится задача общения между ветвями Дерева Жизни. В онтогенетическом процессе эволюции эта задача принимает форму организации передачи опыта, накопленного в различных состояниях сознания, между состояниями. Проще говоря, – когда нам грустно, мы не должны забывать того, что узнали, когда нам было весело. В филогенетическом процессе задача коммуникации принимает форму структурирования, накопления и передачи опыта одних индивидов другим, без чего была бы невозможна социальная организация общества и существование всей нашей цивилизации. Эту задачу во всех ее формах решает появление и развитие языков, т.е. процессов коммуникации между ветвями сознания. При этом каждый этап фрагментации, ветвления сознания получает адекватный механизм компенсации или интеграционный механизм, а именно набор языков. Этап единства, на котором минимальный уровень ветвления все-таки присутствует, в качестве механизма коммуникации имеет языки ощущений и чувств. Их интеграционный потенциал является наиболее глубоким из всех языков сознания, что проявляется, в частности, в факте все более широкого использования телесно ориентированных техник и техник эмоциональной работы в современной психотерапии. Этап выделения качеств порождает свою группу языков – языки образные, мифологические. На протяжении многих тысяч лет эти языки – легенды, предания, ритуалы – являлись для человека основным способом описания и познания жизни, накопления и передачи индивидуального и общечеловеческого опыта. Точно так же в онтогенетическом процессе образные языки – игры, фантазии, сказки – являются ведущими на соответствующем периоде детства. И, наконец, последний этап эволюции сознания, этап детального структурирования, на котором границы между состояниями сознания обретают окончательную четкость, вызывает к жизни новую группу языков – языки знаков, символов и слов. Рациональное, аналитическое мышление становится основным внутренним компенсаторным механизмом, а вербальное общение – основным внешним механизмом коммуникации. Таким образом, схему рис. 1 можно дополнить описанием еще по двум шкалам, что дает нам достаточно полную и детальную картину динамики развития структуры сознания, его ветвления в четко определенные состояния и сопутствующего процесса интеграции путем появления и развития языков сознания.

 

 

астотный

диапазон

структура состояний

сознания

слои сознания

время формиро- вания

время формиро- вания в филогене- тическом процессе

соответ- ствие языка сознания

5-7 лет -период пубер- тации

область структу- рирован- ных деталей формы

7-10 тыс. лет – XX век

знаки символы слова

2 года – 5-7 лет

область архетипи- ческих качеств

50-100 тыс. лет – 7-10 тыс. лет

образы

зачатие – 2 года

область единства

миллионы лет до 50-100 тыс. лет

чувства ощущения

Понятие “состояние сознания” шкал 1, 2 изоморфно понятию “семантическое поле” шкалы 4. Чем более жесткими и четкими становятся границы между состояниями сознания в процессе эволюции, тем более определенными становятся границы семантических полей в языках соответствующего этапа. И чем больше и многообразней Дерево Жизни разветвляется на отдельные состояния, тем изобильнее становятся словари языков и тем менее многозначными их структурные единицы. В языке ощущений и чувств всего, может быть, сотня “слов” и границы между ними практически неразличимы. В языке образов “слов” уже тысячи и границы между ними становятся все более определенными. Ну, а в словари современных знаковых языков входят уже сотни тысяч слов, многозначность семантических полей сведена к минимуму, а границы между словами и понятиями стали уже очень жесткими. Причем только за последние несколько сот лет количество структурных единиц языка (слов) возросло на порядок, что подтверждает тезис о быстром нарастании фрагментации сознания. Замечание 5. Еще одним интересным изоморфизмом является согласованность шкал 1 и 4 для взрослого человека. Ведущими частотными диапазонами на энцефалограмме взрослого человека являются альфа (в состоянии покоя) и бета (в состоянии активности), чему соответствует вербальный процесс внешнего общения и ментальный внутреннего. Преобладающим способом путешествия в более глубокие слои сознания, соответствующие тета- и дельта- диапазонам, является сон (возможными маргинальными альтернативами могут выступать принятие психоактивных веществ и сложные медитативные практики). При этом состоянию сна со снами, то есть естественному возникновению образного общения между состояниями сознания, соответствует тета- (и отчасти альфа-) активность мозга. А состоянию глубокого сна без снов, при котором из всех языков сознания остается только язык ощущений (да и те не осознаются), соответствует дельта-активность мозга. Это описание хорошо согласуется с уже рассмотренной корреляцией появления частотных диапазонов на энцефалограмме и возникновения слоев сознания в онтогенетическом эволюционном процессе.

Не менее интересными являются наблюдения за использованием различных языков сознания в психологии и психотерапии. Ранние аналитические школы ориентировались в основном на использование вербальных и ментальных инструментов в терапевтической практике и запрещали телесные проявления и взаимо-действие в процессе работы. Следующий этап в развитии психологии – юнгианский анализ и начало гуманистической психологии – связан с очень сильным интересом к образным языкам: работа со сновидениями, исследование и использование мифологических сюжетов, юнговская “песочница” и т.д. Развитие гуманистической и трансперсональной психологии привело к появлению большого количества телесно-ориентированных, танцевально-двигательных и других техник, использующих в основном языки чувств и ощущений.

Наконец, в самое последнее время в психологической теории и психотерапевтической практике наиболее актуальной является задача построения многомерной языковой Среды, трансформационного пространства, в котором могли бы найти свое творческое выражение все состояния сознания и которое обеспечивало бы общение между различными его слоями.

Осознание-цветок Дерева Жизни

Рост Дерева порождает функцию, столь важную для последующей эволюции сознания, что ее с полным правом можно назвать цветком Дерева Жизни. Эта функция – осознание. Описанный в предыдущих параграфах процесс ветвления приводит, в частности, к разделению изначально нерасчлененной голографической Среды сознания на субъект, имеющий трансцендентную, нематериальную, бесформенную природу, и объект сознания, являющийся совокупностью материальных и нематериальных форм. Для связи двух полюсов разделенной реальности необходима новая эволюционная функция – осознание. Эта функция плавно нарастает по мере формирования слоев сознания. Это легко увидеть: в доисторический период развития человечества, в первые два года жизни индивида и в глубоком сне без снов сознание практически отсутствует; в ранний исторический период развития, с двух до семи лет жизни, и во сне со снами осознание проявляется слабо, но отчетливо; и наконец, к концу двадцатого века, к концу периода пубертации и тем более у современного взрослого человека развитие осознания достигает своего (конечно, на данный момент) эволюционного максимума. Процесс развития осознания очень сильно зависит от равновесия двух эволюционных тенденций, описанных в этой части статьи: тенденции к ветвлению сознания и тенденции к интеграции разветвленных состояний. Нарушение баланса в ту или другую сторону отрицательно влияет на способность к осознаванию и в филогенетическом и в онтогенетическом аспекте эволюции. При преобладании тенденции к фрагментации наступающий социальный хаос, анархия и напряжение отбрасывали сознание людей в сторону архаичных, инстинктивных моделей простого выживания. В эти эпохи осознание было не просто ненужной, а откровенно вредной способностью. Точно так же внутри отдельного человека преобладание тенденции к фрагментации над интеграционной приводит к расщеплению личности и другим проявлениям внутреннего хаоса, делающим осознание все более болезненным и, в конечном счете, невозможным. Существуют два возможных выхода из этой ситуации. Либо восстановление эволюционного равновесия путем кристаллизации раздробленной ткани сознания вокруг диктатуры, “нового порядка”, “сильной руки”, здоровой части личного сознания. Либо – эволюционное растворение, поглощение другим народом, культурой или идеологией, болезнь и смерть индивида. При преобладании тенденции к интеграции наступает замедле-ние социального и внутреннего развития из-за закрытости от нового, “странного”, “нарушающего традиции”. При этом способность к осознанию тоже автоматически становится нежелательной и даже “подозрительной”. Результатом такого сдвига обычно является та или иная форма социального взрыва, направляющего общество в компенсаторную сторону – анархии, демократии и многообразия форм. А во внутреннем развитии – кризис смысла или духовный кризис, который в данном контексте имеет позитивную, трансформационную ценность. Итак, способность к осознаванию, которая, как мы увидим позднее, является ключевой на следующей фазе эволюции, требует существования динамического равновесия в первой эволюционной па-ре: тенденции сознания к ветвлению и тенденции сознания к интеграции. Восстановление и поддержание такого равновесия является одной из основных терапевтических задач.

Вторая часть статьи