Загружаем...

Главное меню

Календарь

Загружаем...

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
30
31

Подписаться на рассылку

Методология интеграции в измененных состояниях сознания

Интеграция в переводе с латинского (integratio) означает соединение отдельных частей в целое, единое. [Кузнецов 1998]

В последнее десятилетие термин интеграция  все больше используется  в различных сферах человеческой деятельности.

Впервые понятие интеграции в психологию ввел К.Г. Юнг. Он трактовал  механизм психоанализа, как интеграцию вытесненного в бессознательное материала с сознательной частью психики, вследствие чего последний переставал влиять на поведение клиента. Целью большинства дыхательных психотехник, о которых речь пойдет дальше, также является достижение целостности психики посредством интеграции, что связано с корреляцией целостности с психическим здоровьем и даже с обретением истинной сущности  человека и просветлением.

  В толковом словаре В. Даля слово исцеление приравнивается к понятию целостный[1]. А К.Г.Юнг писал, что путь к целостности является путем к обнаружению самости, индивидуации, обретении истинного Я. «Я использую термин «индивидуация» для обозначения процесса посредством которого человек становится психически «индивидуальным», неразделимым единством или «целым». [Юнг 1998:91-92].

Для доступа к бессознательному материалу психики, который в обычном состоянии не доступен для человека, многие психотерапевтические методики включают в себя техники погружения в измененные состояния сознания (ИСС)[2].

Изменённые состояния сознания по способу их возникновения, можно подразделить на: искусственно вызываемые – индуцированные психоактивными веществами; психотехнически обусловленные –индуцированные различными психотехниками; спонтанно возникающие. [Спивак 1996: 48—55].

В данной статье я буду говорить о психотехнически обусловленных ИСС, так как они в большей степени предполагают у человека наличие мотивации и осознания решаемых посредством ИСС задач. В связи с этим, возникает вопрос, какие задачи можно решить в ИСС или другими словами, какую функцию они могут выполнять?[3]

Меня, как человека, который занимается саморазвитием и практикует такие дыхательные психотехники, как: холотропное дыхание, ребёфинг, свободное дыхание; в первую очередь интересуют ИСС как инструмент получения нового опыта и самотерапии. На мой взгляд, в контексте саморазвития, предполагая конечной целью состояние совершенства или просветления, обе функции можно объединить в одну.

Наиболее активно терапевтический эффект измененных состояний сознания исследуется в трансперсональной психологии. В настоящее время существуют две противоположных позиции относительно интеграции в ИСС.

В рамках трансперсональной психологии преобладает мнение о том, что интеграция психики в ходе погружения в ИСС происходит самопроизвольно при условии полного доверия глубинной логике бессознательного или «внутреннего целителя», как называет ее один из создателей трансперсональной психологии и автор холотропного дыхания, С.Гроф [Гроф 2002: 191].

От клиента здесь требуется расслабление, доверие и способность открыться новому опыту. Для интеграции используются такие вспомогательные приемы после процесса, как рисование, танец, проговор.

Согласно второй позиции, интеграция в ИСС происходит при активном сознательном участии практикующего и наличии у него развитой рефлексии.

«Рефлексия ИСС как активный субъектный процесс переосмысления и преобразования проявляющихся в ИСС ранее не рефлексируемых психических содержаний служит механизмом их трансформации и интеграции с сознанием и, следовательно, приводит к порождению психических новообразований, выступающих в виде более целостного образа «Я» и новых способов и форм рефлексии, эмоционального восприятия и взаимодействия как с психической, так и с внешней реальностью» [Россохин 2009: 10].

Существует более крайняя позиция, согласно которой, даже использование психотехники не гарантирует попадание в ИСС. По мнению В.В. Козлова для того, чтобы попасть и пережить ИСС, требуется тренированность, уровень организованности внимания – осознания; опыт «освоения территорий ИСС»; особое физическое, психическое состояние и личные особенности человека [Козлов 1995].

На мой взгляд, интеграция может происходить и без сознательного участия субъекта (согласно многим классификациям, сон является измененным состоянием сознания), но если говорить об ИСС как инструменте самопостижения и саморазвития, то активное сознательное участие субъекта повышает вероятность интеграции. Это подтверждается моим личным опытом и результатом  бесед с участниками дыхательных семинаров Европейской школы дыхания.

Для людей, стремящихся к самопознанию, актуальна методология интеграции, которую можно было бы использовать как инструктору по психотехникам, так и самому практикующему, который мотивирован и хочет достичь интеграции в процессе практики. Такая методология была разработана Гинзбург Т.И. на базе анализа западных дыхательных психотехник. Методология может быть использована для интеграции любых психотехнически индуцированных измененных состояний сознания. Гинзбург Т.И. рассмотрела человека через 3 подсистемы: тело, психика, ум. Ею были выделены и описаны четыре уровня интеграции, которые  представлены в таблице [Гинзбург 2013:110].

Таб. 1.

Уровни интеграции в ИСС

 

4 уровень

Тело+психика+ум+мир—-просветление

3 уровень

Тело+психика+ум—–инсайт

мир

2 уровень

тело+психика—-катарсис

ум

мир

1 уровень

тело

психика

ум

мир

         

 

Эта таблица отражает последовательность  прохождения уровней интеграции при идеальном разворачивании процесса. Первый уровень иллюстрирует максимальную дезинтеграцию, характерную для обычного человека в обыденном состоянии сознания, а четвертый уровень – состояние полной интеграции всех подсистем человека и окружающего мира.  Четвертый уровень интеграции в восточных традициях описан как состояние просветления, он же коррелируют с описанным С. Грофом надличностным слоем сознания.

В книге также подробно описаны  стадии предшествующие каждому уровню интеграции, критерии их прохождения и тактические приемы фасилитации[4].

Такая методология интеграции позволяет инструктору и самому клиенту провести диагностику состояния  и подобрать адекватный уровню интеграции способ усиления процесса, влияя таким образом, на интенсивность интеграции в процессе.

 Я посчитала важным, отдельно выделить  факторы, способствующие интеграции на внешние – те, которые может обеспечить инструктор, проводящий семинар по психотехнике и внутренние, которые использует участник процесса самостоятельно.

 Эти факторы были выделены нами на семинарах Европейской школы дыхания в ходе наблюдений за дыхательными процессами.

 

К внешним факторам относятся:

  1. Фасилитация целеполагания
  2. Формирование безопасности и доверия пространству
  3. Установление раппорта
  4. Актуализация участников
  5. Поддержка доверия пространству
  6. Фасилитация закрепления результатов посредством рефлексии, работы с телом, рисования и др.

Внутренними факторами являются:

  1. Специфическая практика дыхания
  2. Интроспекция[5]
  3. Принятие переживаний
  4. Рефлексия
  5. Стремление к осознанности и интеграции
  6.  

Подводя итоги вышесказанного,  хочу подчеркнуть ключевые моменты, обозначенные в статье:

  • Интеграция в ИСС это активный  процесс, который последовательно разворачивается от уровня к уровню.
  • Процесс интеграции возможно фасилитировать как извне – ведущему процесс, так и изнутри – самому участнику процесса
  • Чем выше мотивация и способность к рефлексии, тем более высокого уровня интеграции можно достигнуть в ИСС, а, следовательно, больше вероятность психотерапевтического и развивающего эффекта.
  • Навыки управляемой интеграции, освоенные в ИСС, человек может использовать и в ОСС для повышения качества своей жизни.
  • Есть предельная точка интеграции – это целостность или просветление.

 

Автор статьи: к.п.н., инструктор Европейской школы дыхания, Выборнова С.Г.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

     БПЭ 2007 – Большая психологическая энциклопедия: / [А. Б. Альмуханова и др.]. Москва: Эксмо[URL]: https://www.psyoffice.ru/5-psychology-7371.htm (дата обращения 16.02.2017)

Выборнова 2010 – Выборнова С.Г. «Рефлексия и интроспекция в развитии человека». Автореферат диссертации на к.п.н., Санкт-Петербург, 2010. С.75

Гинзбург 2013 – Гинзбург Т.И. «Дыхательные психотехники. Методология интеграции» Психотерапия, Москва, 2013

Гроф 2002 – Гроф С. Холотропное сознание: [Три уровня человеч. Сознания и их влияние на нашу жизнь] / Станислав Гроф; [Пер. с англ. Ольги Цветковой и Александра Киселева]. – М: АСТ [и др.], 2002. С.191

    Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка : соврем. написание: [Печ. в соврем. орфографии на основе изд. 1955 г., воспр. Второе изд. 1880-1882гг.]: в 4 т. М: Астрель: АСТ, 2004

 Козлов 1995 –  Козлов В. В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий /В. В. Козлов; Международная академия психологических наук. – Мн.: ООО ”Полiбiг”,1995

    Кузнецов 1998 – А. Кузнецов Большой толковый словарь русского языка [URL]: http://gufo.me/content_kuznec/integracija-120817.html#sel=(дата обращения 16.02.2017)

   Никулин Д.В. Разум. Структура познавательных способностей./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995. С.219-223

Россохин 2009 – Россохин А. В. «Психология рефлексии измененных состояний сознания» Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2009. С. 10.

    Спивак 1996 – Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Изменённые состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. Том 1, № 4, 1996. С. 48—55.

Тарт 2003 – Тарт Ч. Измененные состояния сознания/ Пер. с англ. Е. Филиной, Г. Закарян. М.: Изд-во Эксмо, 2003.

    Юнг 1998 –  Юнг К.Г. «Аналитическая психология: ее теория и практика: Тэвисток. лекции; Исследование процесса индивидуации» – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1998. С 91-92.

 


[1] Исцелять: исцелить что, исправить, сделать целым. [Толковый словарь В.И. Даля 2004]

 

[2] Изменённые состояния сознания —  это качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями [Тарт Ч., 2003: 22].

 

[3] А. Людвиг выделял две основные группы функций ИСС: адаптивные: 1.Психотерапевтическая – помогают поддерживать и улучшать здоровье и самочувствие, могут использоваться излечения от заболеваний (психических и психосоматических), а также для того, чтобы справляться с болью; 2. Получение нового опыта и новых знаний – пониманий о себе и своих отношений с миром и другими людьми, как источник вдохновения и усиления эстетического восприятия; приобщение личности к культуре сообществ и общества в которых он живёт; 3. Социальные функции – обеспечивают групповую сплочённость, включаются в ритуалы инициации, помогают разрешать конфликты между требованиями общества и желаниями конкретного человека. Дезадаптивные: эти состояния используются для ухода от существующей реальности (в таких случаях человек удовлетворяет через эти состояния свои психологические потребности). [Тарт Ч., 2003:51-57].

[4] Фасилитация (от англ. facilitate ) – облегчать, помогать, способствовать [БПЭ 2007: 542]

[5] «интроспекция» – обозначает процесс всматривания внутрь, т.е. «внутреннее наблюдение» [Выборнова 2010: 75]