Загружаем...

Главное меню

Календарь

Загружаем...

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
30
31

Подписаться на рассылку

Клинический отчет о применении Холотроп- ного Дыхания в работе с 11 000 пациентами психиатрического отделения в условиях общественной больницы

 
Автор статьи: Джеймс Эерман, доктор медицины
 
Краткий обзор
Контекст: Холотропное Дыхание – мощный, духовно-ориентированный инструмент
к самоисследованию и исцелению, который интегрирует открытия современных иссле-
дований сознания, антропологии, глубинной психологии, трансперсональной психоло-
гии, восточных духовных практик и многих мистических традиций.
 
Цель: Холотропное Дыхание предлагает множество возможностей, ускоряющих лече-
ние, в том числе вхождение в необычные состояния сознания с целью найти исцеление
и мудрость посредством естественного, не вызывающего зависимость метода, позволя-
ющего получить прямое переживание личной Высшей силы, и с целью высвобождения
физического и эмоционального катарсиса, связанного с перепроживанием полученного
ранее стресса или травмы.
 
Формат: Документировались переживания одного за другим 482 пациентов.
 
Пациенты и условия: 11 000 пациентов из разных психиатрических отделений, с раз-
личными диагнозами, принимали участие в Холотропном Дыхании в течение 12 лет
в условиях стационара общественной больницы.
Главный результат измерения: 82% участников сообщили, что у них были трансперсо-
нальные (“мифопоэтические”) переживания.
Результаты: Данная процедура была принята хорошо. Жалоб на негативные реакции
не было зарегистрировано ни в ходе сессий, ни после, во время пребывания в клинике.
 
Выводы: Холотропное Дыхание предлагает альтернативный, без применения нарко-
тических веществ, способ индуцирования психоделических переживаний, имеющих
терапевтический эффект.
 
ВВЕДЕНИЕ
После нескольких десятилетий затишья, исследования психоделической терапии воз-
вращаются в психиатрию благодаря, по большей части, активным усилиям Мульти-
дисциплинарной Ассоциации Психоделических Исследований (MAPS). Холотропное
Дыхание было разработано Станиславом и Кристиной Гроф как альтернатива психоде-
лической терапии во время этого перерыва. Грофы разработали Холотропное Дыхание
с целью индуцирования катарсических, имеющих терапевтический эффект транспер-
сональных [1] переживаний схожих с психоделическим опытом, вызванном ЛСД, ДМТ,
мескалином, псилоцибином, МДМА, аявуаской и др. энтеогенами (прим. редактора:
от греч. “проявляющий божественное изнутри”). Групповые сессии Холотропного Дыха-
ния проводились с пациентами психиатрических отделений в общественной больнице
еженедельно более 12 лет.
МЕТОДЫ
 Холотропное Дыхание, разработанное на основе психоделических исследований Станислава и Кристины Гроф [2,3], состоит из 6 компонентов: (А) вводной презентации, карты переживаний в сознании, основанной на 4-х темах перинатальных переживаний, родового процесса в 4 различных измерениях: соматические и сенсорные ощущения, перинатальные, биографические и трансперсональные переживания [2]; (Б) учащенного дыхания (гипервентиляция); (В) побуждающей музыки; (Г) работы с телом, направленной на усиление соматических блоков до их полного спонтанного высвобождения; (Д) рисования мандалы переживания; поддерживающего
группового шеринга переживаний без анализа и интерпретирования.
   Холотропное Дыхание вызывает неспецифическое усиление актуального психического процесса человека, содействуя естественной способности психики к исцелению. Этот метод использует те же меры предосторожности, схожие с условиями медицинского использования ЛСД [2]. 
Холотропное Дыхание проводилось с пациентами стационара с 1989 по 2001 гг. по вторникам, вечером перед ужином в центре по работе со стрессом “Hyland Behavioural Health”, медицинского центра Св. Антония в Сент-Луисе, штат Миссури. 
Еженедельно в Холотропном Дыхании участвовали 20 пациентов из некоторых отделений психиатрического стационара, таких как отделение сексуальных травм, отделение двойного диагноза, отделение химической зависимости, отделение по работе с тревогой, депрессией, подросткового отделения и отделения острой интенсивной терапии психозов.
Наиболее точная оценка общего количества пациентов составляет 11200 +/- 200 человек. Музыкальные терапевты из штата персонала больницы отбирали пациентов после обследования каждого на предмет наличия 4 противопоказаний: серьезные заболевания сердца, серьезные нарушения мускулатуры и опорно-двигательного аппарата, беременность и параноидальное мышление.
Сессия Холотропного Дыхания была рассчитана на 2 часа. В рамках этого 5 минут выделялось на презентацию карты переживаний, 90 минут для дыхательной работы под музыку, 10 минут на рисование и 15 минут на шеринг, без интерпретации переживаний. Данная структура соответствовала формату проведения Холотропного Дыхания в 1988 году согласно стандартам первого сертификационного тренинга в Брекенридже, штат Колорадо. 90-минутный формат дыхательной работы под музыку был стандартом того времени. Это позволило включить 2-часовую групповую дыхательную работу под музыку в расписание мероприятий психиатрической клиники.
Пациентам давалась 5-минутная ориентация по карте холотропных (психоделических) переживаний, предложенной Грофом; многие не знали, что им предстояло пережить. У них могли быть предварительные знания от других пациентов, которые уже побывали на этом процессе и отметили, что “музыкальная
дыхательная терапия” была хорошей группой. Как правило, у людей возникали достаточно неординарные и необычные переживания [2], и поэтому пациентов просили не рассказывать о своем опыте тем, кто не участвовал с ними в сессии.
Это были наивные в вопросах духовности люди. Некоторые пациенты посещали программы 12 шагов и имели некие психо-духовные знания, но никто непосредственно не переживал ничего подобного ранее. Мы постоянно спрашивали, имел ли кто-то опыт дыхательной работы или практики медитации; но ни один человек не сообщил, что имел подобный опыт.
Личные рассказы 482 пациентов стационара были записаны во время группового шеринга. Их переживания были ранжированы в соответствии с четырьмя категориями переживаний, которые разработал Гроф в ходе своих исследований ЛСД [2]:
(1) телесные и сенсорные ощущения, (2) перинатальные переживания; (3) биографические, и (4) трансперсональные. Часто в рассказах, эти переживания были перемешаны друг с другом. Если участники рассказывали о трансперсональных переживаниях, то выбиралась соответствующая категория. Если речь шла
не о трансперсональной или перинатальной тематике, а о биографической истории, то эти переживания документировались, как биографические. Если у участников был перинатальный, а также биографический, но не трансперсональный, опыт, то он помечался как “перинатальный”. Если сообщалось только о сенсорном опыте, то эти переживания помещались в соответствующую категорию. Ранжирование проводили музыкальные терапевты.
РЕЗУЛЬТАТЫ
82% из 482 пациентов психиатрического стационара сообщили, что у них были трансперсональные (мифопоэтические) переживания. 16% сообщили, что пережили опыт, прошлой жизни, включая то, о чем два пациента сообщили как о “перинатальных переживаниях.” 2% сообщили об “отсутствии переживаний”.
Не было никаких неблагоприятных реакций или неразрешенных негативных последствий. Все 11 000 пациентов хорошо перенесли опыт. В ходе групп шеринга не было сообщений о проблемах в процессе переживаний. Более того, не было сообщений со стороны штата медсестер о неблагоприятных последствиях
или жалобах пациентов после сессий в течение данного 12-летнего периода. Специфические диагнозы или смптомы не были получены из медицинских записей; музыкальные терапевты из штата больницы, работающие в сфере реабилитации, осматривали пациентов на предмет наличия противопоказаний.
Отчеты о двух случаях опыта:
(1) 14-летний подросток был принят в группу с тяжелой глубокой депрессией. Он пытался дважды покончить с собой, перерезая себе горло. Второй раз ему это почти удалось. У него были серьезные проблемы с чувством стыда и вины. Дочь шерифа местности, где он жил, забеременела от него. Никто в городе с ним не раз-
говаривал, в том числе и она. Он чувствовал себя отверженным и одиноким. В больнице он принимал флуоксетин; он дышал с 4-мя другими клиентами в первой группе в условиях стационара в 1988. Он рассказал, что заново пережил ту ночь, когда пытался покончить с собой. В этот раз он пережил смерть, успешно
совершив самоубийство, в ходе своего процесса. Затем он стал Вселенной. На его рисунке сбоку был изображен окровавленный нож, а в центре круга – множество звезд. Поскольку это был новый вид терапии, было установлено наблюдение за его стремительной ремиссией аффективных симптомов. Он остался еще на неделю и принял участие в Холотропном Дыхании еще раз. После этой сессии он сообщил, что “сразу же стал Вселенной”. Затем, по его словам, он стал “чистым сознанием”. Затем “стал одновременно чистым сознанием и Вселенной”. Я посчитал, что это очень значимое переживание для любого человека, особенно для 14-летнего
подростка из маленького городка округа Озарк, штата Миссури. Его спросили: “Ты знаешь, кто такой Аристотель?”, “Нет”. “Кто такой Будда?”, “Нет”. “Когда-нибудь слышал о Шиве?”, “Нет”. “Об Иисусе?”, “Я дважды посещал воскресную школу!”
Этот подросток был несведущ в вопросах духовности, но у него были глубокие метафизические переживания. Он нормально жил 9 месяцев со своим дядей в другом городе. Когда он вернулся в родной город
родителей, то снова стал печальным, но не испытывал серьезной депрессии и желания покончить с собой.
 
(2) У 31-летней женщины с глубокой суицидальной депрессией была история злоупотребления алкоголем и различными веществами. Она впервые попробовала Холотропное Дыхание, когда сама пришла в клинику в связи с ухудшением настроения и с целью предотвратить алкогольный срыв. Она переживала насилие со стороны отчима в возрасте с 12 до 14 лет. Позднее она убежала из дома и жила на улице, как наркоманка, после того, как ее старший брат, ее главная опора в семье, погиб в бою. Она излечилась, когда ей было 20 лет с небольшим, но продолжала периодически испытывать тяжелые эпизоды глубокой депрессии, которые были реакцией на годовщину утраты брата. При поступлении, ее лечили как амбулаторного пациента флу-
осетином (60 мг) и тразодоном (50 мг). Ее лечение оставалось неизменным в течение двухнедельной госпитализации, только увеличилась доза тразодона до 75 мг из-за бессонницы. После
первой сессии Холотропного Дыхания она отказалась рисовать и
делиться своим опытом. Тем не менее, ее эмоциональное состо-
яние, казалось, улучшилось. На следующей неделе после того,
как она услышала рассказы других в ходе групповых сессий, она
решила поделиться своим опытом: “Это слишком странно, но
вот, что произошло: в ходе первой сессии появились мои умер-
шие отец и брат. Они вынули меня из моего тела и переместили
в чудесное место, наполненное светом и радостью. Мне было так
хорошо. Но затем они сбросили меня обратно в мое тело. Я про-
сто не могла говорить об этом, это было слишком странно! В ходе
второй сессии дыхания, мои отец и брат появились снова. В этот
раз они держали меня за руки и оставались в комнате. Я могла их
видеть с открытыми глазами. Я думала, что вы тоже их видели”.
Фасилитатор Холотропного Дыхания переубедил ее, что он не
видел их, но не обесценил ее опыт. Эта женщина хорошо себя
чувствовала в течение более трех лет, после которых она уже не
была доступна для обратной связи. К тому времени она стала
лидером программы 12 шагов в своем сообществе.
Дискусс ия
Структура Холотропного Дыхания позволяет приватно, недирек-
тивно и спонтанно переживать опыт в безопасном и поддержи-
вающем пространстве. По мнению пациентов, это неинвазивная
терапия, которая предоставляет значительные преимущества
благодаря эмоциональному катарсису и исследованиям внутрен-
ней духовности. Отсутствие даже одного сообщения о каких-либо
неблагоприятных последствиях в случае более 11 000 пациентов,
имеющих опыт Холотропного Дыхания в условиях стационара
больницы на протяжении более 12 лет, свидетельствует о том,
что Холотропное Дыхание может рассматриваться как терапия
с низким риском для помощи пациентам с невероятно широким
спектром психологических проблем и экзистенциальных труд-
ностей в жизни.
Данные сведения поддерживают утверждение, что терапия
в необычных состояниях сознания безопасна, когда проводится
в поддерживающей терапевтической обстановке. Особая дей-
ственность данной терапии заслуживает дальнейшего исследова-
ния. Холотропное Дыхание и иные необычные состояния созна-
ния, похоже, являются ценным терапевтическим инструментом.
Дальнейшее обсужд ение опыта
2% пациентов, которые сообщили
об “отсу тствии переживаний”
Единственное объяснение, которое может быть предложено, что
это была сессия без событий. “Отсутствие переживаний”, или
сознание без содержания, это описание йогического состояния
турийя (от санскрит. “четвертое состояние”). Турийя случается
в Холотропном Дыхании с определенной регулярностью. В связи
с временными ограничениями для шеринга в группе из 20 па-
циентов, дальнейшее прояснение наличия критериев состояния
турийи не последовало. Эти критерии включают прекращение
мыслительного процесса, приостановку дыхания в состоянии
бодрствования без следов сонливости или усталости после это-
го. Сообщается, что турийя также случается во время опыта
2013
27
медитации успокоения, и описывается различным образом как
“пространство между мыслями” и “пустая от выбора осознан-
ность [6]”.
В 1989 в ходе завершающего интервью пациенты больницы
“Hyland Behavioural Health” назвали Холотропное Дыхание са-
мой лучшей терапией. Что побудило администрацию больницы
выделить дополнительное количество музыкальных терапевтов
для сопровождения групп по Холотропному Дыханию. Четыре
дополнительных музыкальных терапевта позволили проводить
группы из 20 пациентов, в которых на каждые четыре пациента
приходился один фасилитатор. запись в группы превышала
количество мест, и каждую неделю места в группах были все
заняты. центр “Hyland Behavioural Health” публично оказывал
поддержку этой работе. тренинговый институт этого центра
спонсировал семинары по Холотропному Дыханию для про-
фессиональных терапевтов в Сент-Луисе и его окрестностях.
некоторые сотрудники администрации больницы в итоге также
принимали участие в сессиях Холотропного Дыхания.
ДоПоЛнитеЛьный тераПеВтиЧеСКий
оПыт ХоЛотроПноГо ДыХания
Детский дом Эпворф, программа работы с подростками с про-
живанием, также стал проводить Холотропное Дыхание после
того, как один из подростков этой программы вернулся из боль-
ницы, где он пережил трансформационный трансперсональный
опыт (сознательный контакт со своей высшей силой) во время
сессий с пациентами стационара [4}. Музыкальный терапевт
дома Эпворф, Хейли Юбер, проходила обучение с автором этой
статьи. затем мы проводили Холотропное Дыхание с заинте-
ресованными резидентами центра в формате индивидуальных
сессий. Юбер отметила, что приблизительно половина из 52 де-
тей, которые проживали в центре, приняли участие. она также
отметила отсутствие негативного опыта у подростков.
Холотропное Дыхание схоже с медитативными и созерца-
тельными практиками, но намного интенсивнее. некоторые
участники назвали этот метод “краш курс” по духовности. то, что
усиленное дыхание и побуждающая музыка могут вызывать
переживания схожие с опытом с ЛСД или другими видами пси-
ходелической терапии, удивительно и практически неизвестно
профессионалам и широкой общественности [2–5].
Переживания 482 пациентов психиатрического стационара,
проходивших Холотропное Дыхание один за другим в Меди-
цинском центре Св.антония, были представлены на кафедре
большой психиатрии в Университете Вашингтона в 1991. также
они были представлены американской и итальянской психиа-
трическими ассоциациям в Сиенне в 1997 и в Университете Ка-
лифорнии на еженедельных семинарах, посвященным вопросам
депрессий в Сан-Франциско в 2007 году.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Transpersonal experiences have been defi ned as experiences in
which the sense of identity or self extends beyond (trans) the individual or
personal to encompass wider aspects of humankind, life, psyche or cosmos.
Walsh, R. & Vaughan, F. On Transpersonal Defi nitions. Journal of Transpersonal
Psychology, 25 (2), 125–182, 1993.
2. Stanislav Grof MD., 1988. The Adventure of Self-Discovery: Dimensions
of Consciousness and New Perspectives in Psychotherapy and Inner
Exploration. SUNY Series in Transpersonal and Humanistic Psychology.
О ХОЛОТрОПнОм ДЫХанИИ
 
(ABHI) grof-holotropic-breathwork.net
‰
    (Grof Transpersonal
Training) holotropic.com
…
3. Grof, S., & Grof, C., 2010. Holotropic Breathwork: A new approach to
self-Dexploration and therapy. Excelsior Editions/State University of New
York.
4. Brewerton, T.D., Eyerman, J.D., Cappett a, P., Mithoefer, M., 2011.
Long-Term Abstinence Following Holotropic Breathwork as Adjunctive
Treatment of Substance Use Disorders and Related Psychiatric Comorbidity.
Int J Ment Health Addiction 10 (3); 453–459, Jun 2012.
5. Rhinewine, J. P., Williams, O. J., 2007. Holotropic Breathwork: the
potential role of a prolonged, voluntary hyperventilation procedure as an
adjunct to psychotherapy. The Journal of Alternative and Complementary
Medicine, 13, 771–776.
6. Williams, M., Teasdale, J., Segal, Z., Kabat-Zinn, J., 2007. The Mindful
Way through Depression: Freeing Yourself from Chronic Unhappiness.
Джеймс Эерман, доктор медицины, был сертифицирован как
практик Холотропного Дыхания и Трансперсональной Психологии в 1988.
Он был сертифицирован Американским сообществом в области Интегра-
тивной Холистической Медицины, взрослой и подростковой Психиатрии.
Он заслуженный доцент клинической психиатрии Университета Калифор-
нии в Сан-Франциско и доцент, профессор по совместительству клини-
ческой психиатрии в Университете Туро. Сессии Холотропного Дыхания
проводятся еженедельно в его частном офисе в комнате групповой терапии
в Милл Вэлли, Калифорния. Узнать больше информации можно на сайте:
jameseyerman.com. С Джеймсом можно связаться по адресу электронной
почты: jimeye108@gmail.com.