12 вещей, которые вам стоит знать о холотропном дыхании

Автор: Мартин Боросон с Джин Феррелл, Нинке Мербис и Дарой Уайт

Перевод: «Мастерская холотропного дыхания»

Многие знают доктора Станислава Грофа как ведущего исследователя в клиническом использовании ЛСД в психотерапии. Другие знают его как основателя (вместе с Абрахамом Маслоу) такого направления психологической науки, как трансперсональная психология. По мнению Кена Уилбера, Гроф – «возможно, величайший психолог в мире из ныне живущих». Многие также слышали о методе, разработанном им вместе с его женой, Кристиной Гроф, который называется холотропным дыханием (Holotropic Breathwork™).

У холотропного дыхания была сложная история в Ирландии; у процесса были разновидности под разнообразными названиями, а иногда, по моему мнению, и с ограниченным пониманием самого метода. Термин «холотропное дыхание» – это торговая марка, и только те, кто учился на обучающей программе «Трансперсональный тренинг Грофа» (Grof Transpersonal Training) и сертифицировался, наделены правом его применять. Но в Ирландии я слышал термины «холотропная терапия», «терапия Грофа» и даже «Гроффинг», и мне не ясно, чем они были на самом деле. Это вызвало широко распространенное заблуждение о реальном методе, о том, что представляет собой эффективная практика и когда она рекомендуется. Однако даже без этой сложной истории, столь тонкий и яркий метод, как холотропное дыхание, обречен на неверное понимание. В этой статье я стремлюсь развеять некоторые наиболее распространенные заблуждения о холотропном дыхании и помочь практикам ХД, клиентам и тем терапевтам, которые хотели бы направить своих клиентов на воркшоп по холотропному дыханию, определить, что же такое «наилучшая практика».

Холотропное дыхание опирается на процесс, проходящий в поддерживающей обстановке, в котором глубокое, учащенное дыхание используется в качестве катализатора для переживания необычных состояний сознания (НСС). Считается, что эти состояния сознания по своей сути являются целительными и эволюционными, вынося на поверхность любые проблемы, требующие решения, и помощь клиенту в их творческом разрешении. Холотропную дыхательную технику назвали «медитацией промышленной силы».

На семинарах по холотропному дыханию клиенты работают в парах, один в роли «дышащего», другой в роли «ситтера». Дышащий лежит на матрасе, в то время как ситтер обеспечивает его физическую безопасность и поддержку во время сессии. Инструкции для дышащего состоят в том, чтобы просто дышать глубже и чаще, оставаясь с закрытыми глазами. Это постепенно вводит в необычное состояние сознания, подобное яркому сновидению, и дышащий просто доверяет мудрости того, что появляется. Дышащие могут делать любые движения, принимать любые положения тела, издавать любые звуки, которые пожелают. Переживания поддерживаются музыкой, которая начинается с игры на барабанах или подобной «побуждающей» музыки, достигает эмоционального апогея, затем переходит в «сердечную» музыку и заканчивается созерцательной (медитативной). Каждая сессия длится три часа. Позже в тот же день, или на следующий, дышащий и ситтер меняются ролями. Сессии сопровождаются двумя дополнительными мероприятиями: самовыражением через создание художественного произведения [например, рисование мандалы] и обсуждением [шерингом] в малой группе. При этом фасилитаторы присутствуют все время для того, чтобы объяснить метод, создать безопасное пространство, поддерживать процесс и работать с людьми, если те испытывают какие-либо затруднения.

Основополагающий принцип холотропного дыхания гласит, что исцеление приходит изнутри самого клиента. В холотропной модели это приводит к беспрецедентному уровню доверия. Считается, что фасилитаторы не являются ни целителями, ни даже терапевтами. Скорее они больше напоминают акушеров, так же поддерживая процесс, наделенный врожденной мудростью. Фасилитирование на семинаре по холотропному дыханию – это интенсивная практика «незнания». Я вспоминаю высказывание Грофа о том, что причина, по которой обучение фасилитатора занимает как минимум два года, заключается в том, что требуется, по меньшей мере, два года, чтобы понять, как мало вы знаете.

Гроф полагает, что психика обладает функцией внутреннего «радара», которая, когда предоставляется возможность, может выбрать наиболее подходящее переживание, необходимое нам в тот момент для нашего развития (Grof, S. 1992. The Holotropic Mind. New York: Harper Collins. p. 23.). Никто не может знать заранее, что это будет за переживание. Например, рассмотрим клиента, удерживаемого паттерном гнева на свою мать: какой рецепт для него был бы лучшим? Терапевт-биоэнергетик мог бы поощрить его выражать свой гнев. Буддистский учитель мог бы призвать его практиковать сострадание. Юнгианец мог бы призвать его к диалогу с образом своего гнева. Кундалини-йог мог бы поощрить его канализировать гнев в высшую форму. Но фасилитатор холотропного дыхания сказал бы просто: «Продолжайте дышать и наблюдайте за тем, что для вас появится». Конкретный ответ для конкретного клиента и времени.

Всегда соблазнительно думать, что мы «знаем, как лучше всего». Это особенно характерно для любого специалиста по профессиональной помощи. Но фасилитатор холотропного дыхания обучен незнанию. Конечно, у многих людей есть большой талант в выбранных ими методах работы, таких как кранио-сакральная терапия, рэйки, биоэнергетика, психодинамическая психотерапия или очищение ауры, но на холотропном воркшопе их никогда бы не применили к процессу клиента. «Исцелять кого-то» – это прекрасно, но в контексте воркшопа по холотропному дыханию это считалось бы злоупотреблением властью. Каждый участник должен покидать воркшоп, чувствуя себя компетентным, то есть обнаружив, что ответы есть у него самого внутри, а не что «так и так и это великий целитель». Фасилитатор холотропного дыхания, как предполагается, не совершает исцеление и не должен поддерживать идею о том, что он – целитель. Фасилитатор на воркшопе по холотропному дыханию присутствует для того, чтобы помогать, поддерживать и поощрять клиентов находить свой собственный путь.

Многие клиенты действительно приходят на воркшоп по холотропному дыханию, желая «быть вылеченными» или с бессознательной потребностью найти гуру. Это может стать ловушкой как для клиента, так и для фасилитатора. Но хороший фасилитатор будет сопротивляться такому проецированию и мягко поощрять клиента искать ответ внутри себя самого. Конечно, некоторые фасилитаторы действительно обладают сильным целительным присутствием или могут быть талантливы в вопросах «видения» или понимания. Но всем хорошим фасилитаторам холотропного дыхания следует держать это строго под контролем: практика фасилитирования состоит в незнании и предоставлении пространства участникам для того, чтобы они могли найти ответы самостоятельно.

Фасилитаторы холотропного дыхания обучены помогать участникам воркшопов, применяя форму поддержки, которую иногда называют телесной работой (bodywork), но которую часто путают с чем-то другим. Все чаще и чаще, однако, ее называют «сфокусированной работой по высвобождению энергии», а не «телесной работой». Участники могут воспользоваться ею, попросив о помощи во время или в конце сессии. Такая работа обычно проводится по запросу дышащих, когда они ощущают себя застрявшими, незаземленными или чувствуют, что их сессия не завершена.

Большинство участников завершает свои сессии, не нуждаясь в подобной работе. Но если она кому-то действительно понадобится, фасилитатор откликнется на просьбу и творчески и с сопереживанием окажет клиенту необходимую помощь. Как правило, это означает просто мягко положить руку на плечо, чтобы поддержать дышащего. Иногда фасилитатор предлагает клиенту усилить то, что уже происходит. В этом случае можно усилить движение или каким-либо способом выразить переживание. Можно просто поощрять клиента издавать звук или исследовать образ, который он уже переживает. Чтобы усилить чувство, клиенту также может быть нужно физически сопротивляться какому-то особому движению. Но это сопротивление не предполагает делание чего-то клиенту и никогда не предназначено для того, чтобы побороть клиента. Это просто встреча клиента там, где он находится, и поощрение его пойти немного дальше, если он того желает.

К сожалению, я видел, как некоторые терапевты, не проходившие обучение у Грофа, делали такие интервенции при работе с необычными состояниями сознания, которые ужаснули меня, так что позвольте мне быть предельно ясным:

фасилитатор холотропного дыхания никогда не стал бы физически вмешиваться в сессию без разрешения клиента — если только не было угрозы, что клиент навредит себе или кому-то еще.

 

Автор: