Позитивная Психология – очередная упаковка или новое направление в развитии психологии?

Татьяна Гинзбург,

Доктор психологических наук

“Можно ли создать в психологии направление, исследующее положительные черты характера?

Существует ли классификация свойств характера, которые помогают человеку жить?

И могут ли взрослые научиться жить счастливее и полнее реализовать себя?”

Мартин Селигман

Я впервые встретилась с позитивной психологией, на конференции Американской Ассоциации Трансперсональной Психологии в 2010 году в Калифорнии. Один из пленарных докладов был посвящен этому направлению, и мне больше всего запомнилось, что доклад строился на вопросе – «Простит ли Моника Левински Билла?». Докладчик рассказывал, что исследовал феномен «прощения» на протяжении многих лет, и эта тема вызвала сильный общественный резонанс в момент разгара скандала, связанного с Биллом Клинтоном. Тогда, вдруг оказалось, что проблема «прощения» актуальна для многих американцев, и докладчик, Фред Лускин, рассказывал на этом примере, что преимущество позитивной психологии перед трансперсональной в том, что она задевает за живое большинство людей, поскольку стремится решать «насущные вопросы».

Мне хватило тогда живости доклада и докладчика, чтобы пометить для себя, что, возможно, позитивная психология – это что-то интересное.

Через пару лет, ища подарок для своего учителя, я увидела в магазине книжку - «ПОТОК». Когда-то мы выпускали одноименный журнал, поэтому само слово «Поток» вызывало у меня позитивные ассоциации, и быстро пролистав ее, я решила ее купить. Оказалось, что это книга классика позитивной психологии – Михайя Чиксентмихайи. ГенШи, мой учитель,  прочитал ее с интересом, и я узнала, что согласно Чиксентмихайи, основная концепция правильной и счастливой жизни – это «поток», «жить в потоке»…

Потоком, или состоянием оптимального переживания, называют состояние при выполнении какой-то деятельности, которое характеризуется ясностью целей и полной сосредоточенностью, ощущением отдачи и обратной связи, полным погружением и отсутствием усилий, чувством контроля, отсутствием беспокойства по поводу неудачи, самозабвением, остановкой времени (Чиксентмихайи, 2011а).

К настоящему моменту благодаря исследованиям стало известно, при каких условиях возникает и усиливается состояние потока. Одно из основных: баланс и высокий уровень мастерства/высокого вызова ситуации.

Начав разбираться глубже, я обнаружила, что

С одной стороны:

Позитивная психология началась, как новая ветвь в психологии в 1998 году, когда Мартин Селигман, став президентом Американской Психологической Ассоциации, выбрал эту тему, как ориентир для Ассоциации на время своего президентства. Сам термин принадлежит Маслоу, и впервые был использован в его книге: «Мотивация и Личность».

Мартин Селигман, сделал акцент именно на исследованиях счастья и успеха. Он, в своей первой книге «Аутентичное счастье» писал: «первую половину столетия психология занималась единственным топиком: ментальными болезнями», размышляя над комментариями Маслоу. Он призвал психологов заняться ранней миссией психологии и питать таланты, улучшая качество жизни.

Таким образом, позитивная психология была рождена, как

ветвь гуманистической психологии, которая концентрируется на задаче исследовать развитые человеческие существа и методы развития человека к счастью и совершенству.

То есть, по сути «позитивная психология»  - это акцентуация гуманистического направления, поддержанная хорошим административным ресурсом Президента Американской Психологической Ассоциации.

С другой стороны,

в позитивной психологии присутствует и некоторая новизна подходов. На мой взгляд новой по отношению к другим психологическим подходам является идея о добродетелях.

Мартин Селигман разработал концепт основных добродетелей человека, развитие которых и позволяет людям достигать счастья. Точнее, он выделил шесть основных групп добродетелей, в каждой из которых различил еще несколько положительных качеств человека (сил):

  1. Мудрость и знание: творчество, любопытство, открытость, любовь к познанию, умение видеть перспективу, инновационность (изобретательность).
  2. Смелость: храбрость, усердие, целостность, живость.
  3. Человечность: любовь, доброта, социальная адаптивность.
  4. Справедливость: коллективизм (гражданственность), честность, лидерские качества.
  5. Сдержанность: прощение (милосердие), покорность, благоразумие (осторожность), самоконтроль.
  6. Трансценденция: вдохновение красотой, благодарность, надежда, юмор, духовность.

Также, им было инициировано создание руководства «Персональные качества и добродетели» (Character Strengths and Virtues (CSV)), которое репрезентует первую попытку части научного сообщества идентифицировать и классифицировать позитивные психологические качества человека, подобно тому, как руководство по диагностике ментальных проблем DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) классифицирует болезни для классической психологии.

Вероятно, подобный шаг является революционным для всей психологической мысли.

В руководстве «Персональные качества и добродетели» предполагается, что 6 добродетелей имеют историческую основу в большинстве человеческих культур, и кроме того развитие этих добродетелей может привести к повышению уровня счастья.

Селигман и Чиксентмихайи определяют позитивную психологию, как “научное исследование положительного человеческого функционирования  и преуспевания во многих уровнях, включая биологический, личный, уровень отношений, социальных институтов, культурный, и глобальные измерения жизни».

Таким образом позитивная психология является основной научной дисциплиной изучающей человеческое счастье.

Позитивные психологи (конечно не только они) рассмотрели ряд факторов, влияющих на счастье.

Возраст,

Пол,

Личные финансы,

Рождение детей,

Замужество,

Образование и многие другие…

Но, тщательное изучение результатов этих исследований, приведенное в англоязычной википедии, разочаровывает противоречивостью своих результатов. Практически по всем параметрам, найдены разнообразные закономерности, часто противоречащие друг другу.

Например,

Про ”Пол” в англо-язычной википедии говорится:

«За последние 33 года, значительное уменьшение женского счастья привело исследователей к пониманию того, что мужчины более счастливы, чем женщины. (Stevenson, B., & Wolfers, J. (2009). The paradox of declining female happiness. "American Economic Journal: Economic Policy. Retrieved June 5, 2011)

Частично это может объясняться тем, что мужчины и женщины различаются в том, как они оценивают свое счастье. Женщины базируются на позитивной само-оценке, близости в отношениях и религии. Мужчины – на позитивной самооценке, активном отдыхе и ментальном контроле. Поэтому, ни у мужчин, ни у женщин нет какого-то определенного преимущества  быть более счастливым, чем другой».

Почти такие же тексты и про рождение детей, и про возраст, и многие другие среднестатические параметры жизни человека. Тем не менее, ученые продолжают искать закономерности, влияющие на состояние счастья человека.

Таким образом,

Позитивная психология – это ветвь психологии, которая использует научные исследования с целью помочь человеку вести более радостную и счастливую жизнь.

В отличие от классической психологии, которая ориентируется, в основном, на проблемы и патологии, основными темами исследований позитивной психологии являются те, что способствуют достижению счастья людей (например, оптимизм, потоковость, доверие, прощение, солидарность).

Эта область исследований стремится изучать природные способности человека, чтобы создать условия для их реализации, и подобрать методы повышающие вероятность самореализации. Основная цель этого процесса - обеспечить более счастливое существование человека.

В заключении, мне хотелось бы также отметить, что позитивная психология привлекла мое внимание, поскольку является ближайшим аналогом уникальной системы развития человека, создаваемой и культивируемой мною в России. Эта система называется Школа Игратехников (ШИ), и строится на том, что в человеке выделена система качеств, которые мы назвали «талантами». Большинство талантов, хоть и выбиралось нами независимо от разработок позитивной психологии, тем не менее, очень похожи на добродетели Селигмана. Отличия этих систем, пожалуй, состоят в том, что в подходе Школы Игратехников таланты выстроены в систему (шкалу) от простого к сложному, и эта шкала помогает человеку ориентироваться в развитии своих качеств, переходя от более простых, (сила и ловкость), и дифференцированных талантов, к все более и более сложным и интегрированным, (осознанность, доброта).

Кроме того, в ШИ, разрабатывается и постоянно культивируется методология развития талантов, причем не «в среднем», а именно в индивидуальном подходе, к каждому конкретному человеку. Дыхательные техники также активно используются в нашей методологии.

Тем не менее, даже тот подход, который демонстрирует позитивная психология, выделяющая добродетели, как ориентир для человека, на наш взгляд является инновационным и перспективным.

Основной шаг этой ветви психологии, на наш взгляд – это появление образа человека развивающегося, и приближающегося к совершенству.

Надеюсь, эти идеи еще получат свое дальнейшее развитие, и новизна подхода к развитию человека откроет большие возможности для развития новых психологических направлений.

Ждем вас на наших семинарах!